ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Логико-структурная модель региональной динамической системы: экономика – личный фактор производства – профессиональное образование

Logical-Structural Model of Regional Dynamic System “Economy – Personal Factor of Production – Professional Education”



С.Ю. Гришин
Sergey Grishin
prorector.rvr@spbsseu.ru
проректор по развитию и взаимодействию с регионами ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики», кандидат экономических наук
pro-rector for Development and Cooperation with regions of St. Petersburg State University of Service and Economics, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Рассматривается обобщенная модель региональной динамической системы «экономика – личный фактор производства – профессиональное образование». Данная модель, по мнению автора, позволяет успешно прогнозировать изменения значимых макроэкономических и социальных показателей на региональном уровне (динамику спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг).
We look at the generalized model of regional dynamic system «economy – personal factor of production – professional education». We believe that the model allows to successfully predict changes of significant macroeconomic and social indicators at the regional level (dynamics of demand and supply on the labour market and the market of educational services).

Ключевые слова:

  • региональная динамическая система
  • модель
  • профессиональное образование
  • личный фактор производства
  • Keywords:

  • regional dynamic system
  • model
  • personal factor of production
  • professional education
  • Обзор статьи

    В настоящее время во всем цивилизованном мире наступило осознание того факта, что в экономических успехах любого государства большую роль играет образованность нации, а именно, – квалифицированная рабочая сила. Такое осознание вызвано тем, что наиболее объективным фактором производства становится человеческий капитал. Традиционные факторы производства: земля, сырье, финансово-промышленный капитал – играют большую роль, но они исчерпаемы. Практически неиссякаемым остается только человеческий капитал, выраженный в знаниях, умениях, навыках, духовности, нравственности людей.
    В последнее десятилетие прошлого века в России произошел разрыв связей между образованием, экономикой и социальной сферой, в результате резко увеличилось количество обучающихся по программам высшего профессионального образования и катастрофически уменьшилось количество молодых специалистов в реальном секторе экономики. Несоответствие результатов деятельности системы профессионального образования кадровым потребностям реальной экономики породило серьезные проблемы в развитии отдельных регионов и страны в целом. В связи с этим все большее значение приобретает научное обеспечение взаимосвязанного прогнозирования рынков образовательных услуг и труда.
    Для исследования инновационной экономики наибольший интерес представляет личный фактор производства, который формируется под воздействием ряда обстоятельств, доминирующим из которых является профессиональная подготовка. Для успешного прогнозирования динамики спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг рассмотрим модель региональной динамической системы «экономика – личный фактор производства – профессиональное образование». Данная система представляет собой обобщенную модель, которая в конечном итоге позволит прогнозировать изменение значимых макроэкономических и социальных показателей. Более детально предлагаемый подход описан в работе Е.А. Питухина и В.А. Гуртова «Математическое моделирование динамических процессов в системе «экономика – рынок труда – профессиональное образование» [9], где обобщена большая исследовательская работа изучения и построения математических моделей социально-экономических процессов рассматриваемой системы.

    Список использованной литературы

    1. Бартоломью Д. Стохастические модели социальных процессов / пер. с. англ.; под ред. О.В. Cтароверова. М.: Финансы и статистика, 1985. 295 с. (Математико-статистические методы за рубежом).
    2. Быстров И.Е., Задонцев А.Ф., Козлов В.Н. Прогнозирование и определение потребности в специалистах: методы и модели / под ред. д.э.н. Г.А. Балыхина. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2005. 127 с.
    3. Васильев В.Н. Модели управления вузом на основе информационных технологий. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2000. 164 с.
    4. Гришин А.Ф., Котов-Дарти С.Ф., Ягунов В.Н. Статистические модели в экономике. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 344 с.
    5. Дубовский С.В. Вычислительные эксперименты с макромоделью нестационарной российской экономики // Моделирование социально-политической и экономической динамики. М.: Изд-во РГСУ, 2004. 224 с.
    6. Замков О.О. Эконометрические методы в макроэкономическом анализе: курс лекций. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2001. 122 с.
    7. Колемаев В.А. Математическая экономика. 3-е стереотип. изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 399 с.
    8. Колемаев В.А. Экономико-математи-ческое моделирование. Моделирование макроэкономических процессов и систем. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 295с.
    9. Питухин Е.А., Гуртов В.А. Математическое моделирование динамических процессов в системе «экономика – рынок труда – профессиональное образование». СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. 540 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2