ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Стратегический менеджмент качества в сфере услуг

Strategic Quality Management in Service Sphere



Е.А. Овсянкова
Yelizaveta Ovsyankova
ovsyankovaea@gmail.com
аспирант кафедры экономики и управления качеством ФБГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»
candidate for PhD at the Department of Economics and Quality Management of St. Petersburg State University of Economics and Finance
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Рассмотрены элементы стратегического менеджмента качества в сфере услуг. Определены содержание, характер влияния и современные тенденции факторов внешнего стратегического анализа на примере страховых услуг. Представлен отраслевой анализ страхового рынка, выявлены его ориентиры в области качества. Рассмотрены стратегические альтернативы стратегии качества в организации сферы услуг
Elements of strategic quality management in service sphere are researched. We determine the essence, character of influence and modern trends of factors of external strategic analysis by the example of insurance services. Branch analysis of insurance market is offered, its guiding lines in quality sphere are revealed. We look at strategic alternatives of quality strategy in organizing service sphere.

Ключевые слова:

  • стратегический менеджмент качества
  • сфера услуг
  • страхование
  • Keywords:

  • strategic quality management
  • service sphere
  • insurance
  • Обзор статьи

    Стратегический менеджмент качества формирует направления деятельности организации по достижению целей в области качества в долгосрочной перспективе. Основными элементами стратегического менеджмента качества являются: формирование стратегических целей в области качества; анализ факторов внешнего влияния, формирующих возможности и угрозы, для развития стратегии качества; внутренний анализ организации для выявления сильных и слабых сторон деятельности, определяющих стратегию качества; выявление стратегических альтернатив; выбор и обоснование проектов стратегии качества в организации.
    Сфера услуг характеризуется особенностями, связанными с нематериальностью услуг, нечеткими критериями качества услуг, участием самих клиентов в процессах оказания услуги. В связи с этим успех деятельности организаций сферы услуг во многом зависит от восприятия клиентами предоставляемых услуг, их удовлетворенности и лояльности. Приоритет качества и удовлетворенности клиентов при выборе услуг, как важнейших факторов, обеспечивающих конкурентное преимущество на рынке предоставления услуг, определяет значимость стратегического менеджмента качества в сфере услуг.
    В западной практике для измерения и менеджмента качества в сфере услуг успешно используются модели SERVPERF, SERVQUAL, применяются индексы удовлетворенности и лояльности (CSI, NPS) как инструменты для внешнего и внутреннего анализа удовлетворенности потребителя услугами компании. Вместе с тем, в России на сегодня еще не сформировалась система стратегического менеджмента качества сферы услуг, позволяющая достичь конкурентного преимущества на основе качества и удовлетворенности клиентов услугами. Таким образом, разработка методического обеспечения установления целевых ориентиров и стратегии качества в сфере услуг своевременна и актуальна.
    Среди множества видов услуг можно выделить страховые услуги. А если учесть, насколько стремительно в настоящее время развивается в России страховой бизнес, можно констатировать необходимость исследований такого рода, в частности, в страховой отрасли.
    Основные современные тенденции макросреды, формирующие возможности для развития качества деятельности страховых компаний рынка в России, можно рассмотреть в разрезе четырех компонент PEST-анализа. В политическом аспекте PEST-анализа в настоящее время наблюдается рост интереса к страховой отрасли со стороны государства, принимаются новые законы об обязательном страховании, проводится реформа системы надзора за страховой отраслью с целью повышения прозрачности и качества страховой деятельности. Контроль за качеством страховых услуг и соблюдением страхового законодательства осуществляют федеральная служба страхового надзора (ФССН), федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), федеральная антимонопольная служба (ФАС). В экономическом аспекте развитие рынка страхования в России обусловлено экономическим ростом, подъемом инвестиционной активности.

    Список использованной литературы

    1. Знание марок и оценка потребительских свойств страховщиков по итогам 2011 года // Росгосстрах: центр стратегических исследований: [сайт]. URL: http://www.rgs.ru/media/CSR/Insurance_brands_2011.pdf (дата обращения: 23.03.2012)
    2. Итоги первого полугодия 2011 года на российском страховом рынке: непростой рост // Рейтинговое агентство «Эксперт Ра»: аналитический обзор. URL: http://www.raexpert.ru/researches/insurance/insurance2011_1p/ (дата обращения: 23.03.2012)
    3. Окрепилов В.В. Менеджмент качества. В 2-х т. СПб.: Наука, 2007.
    4. Российский страховой рынок в 2005–2010 годах: развитие с поправкой на кризис // Рейтинговое агентство «Эксперт Ра»: аналитический обзор. URL: http://www.raexpert.ru/researches/insurance/rusins_2005-2010/rusins_2005-2010.pdf (дата обращения: 23.03.2012)
    5. Федеральная служба государственной статистики РФ: [сайт]. URL: http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main (дата обращения: 23.03.2012)

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2