ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Влияние инновационных торговых технологий на формирование персонала предприятий отрасли

Influence of Innovation Trade Practices on Forming Personnel in Industry



В.И. Морохина
Е.В. Харитонова
Н.А. Ураева
Valentina Morokhina
Yelena Kharitonova
Natalia Uraeva
valentinam-39@mail.ru
slnspb@rambler.ru
nataly.uraeva@mail.ru
доцент кафедры менеджмента и коммерции ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики», кандидат экономических наук, доцент
доцент кафедры экономики организации и ценообразования ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский торгово-экономический институт», кандидат экономических наук, доцент
аспирант Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, Институт международного бизнеса и права
senior lecturer at the Department of Management and Commerce of St. Petersburg State University of Service and Economics, PhD in Economics, associate professor
senior lecturer of the Department of Company Economics and Pricing of St. Petersburg Institute of Trade and Economics, PhD in Economics, associate professor
candidate for PhD at St. Petersburg National Research University of Information Technology, Mechanics and Optics, Institute of International Business and Law
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg
Предложены подходы к определению торгово-оперативного персонала предприятий торговли, величина которого зависит от его формата и плотности покупательского потока. Обоснованы выводы о том, что численность и скорость работы данной категории работников в максимальной степени предопределяют как экономические показатели торгового бизнеса, так и сокращение потерь времени покупателей на приобретение товаров. В связи с этим для сокращения трудозатрат в отрасль предлагается внедрять инновационные технологии торговли, такие как радиочастотные системы данных (RFID), персональные компьютеры (RDA), информационные терминалы, электронные рекламные дисплеи и т.д
We offer approaches to defining trade operating personnel whose size depends on its format and the purchasing stream density. We prove the idea that the number and speed of the personnel at most predetermine both economic indicators of business and the decrease of purchasing time waste. So in order to cut man hours we suggest implementing innovation trade practices such as Radio Frequency Identification Technology (RFID), Remote Database Access (RDA), information stands, advertising panels, etc.

Ключевые слова:

  • трудовые ресурсы
  • трудозатраты
  • трудовой потенциал
  • формы облуживания
  • торгово-технологический процесс
  • инновационные технологии
  • Keywords:

  • labour resources
  • man hour
  • labour potential
  • type of service
  • innovation technology
  • trade and manufacturing process
  • Обзор статьи

    В настоящее время торговая отрасль является одной из наиболее трудоёмких отраслей, в которой трудится более 12 млн. человек, или 17,7% от общей численности занятых в экономике страны, с высокой удельной стоимостью расходов работодателей на содержание трудовых ресурсов. Доля затрат живого труда на предприятиях торговли в их общей величине составляет 40–50% [5]. На наш взгляд, правомерно мнение социологов и экономистов, которые считают, что человеческий фактор следует рассматривать как инновационный ресурс, требующий постоянных финансовых вложений в исследование новых методов научной организации труда, поиск резервов роста его производительности в условиях динамично развивающейся среды ритейла.
    Для характеристики трудовой составляющей экономического потенциала торгового предприятия используют такие понятия, как «рабочая сила», «кадры», «человеческие ресурсы», «персонал предприятия», «трудовой потенциал», они близки по содержанию, но не одинаковы по внутренней составляющей. Ряд авторов приводят следующее определение понятия «персонал предприятия»: это «весь личный состав постоянных и временных работников, включаемых в среднесписочную численность за отчетный период» [2]. Такая суженная трактовка данной дефиниции может использоваться в аналитических исследованиях, но она не в полной мере соответствует современным потребностям торгового менеджмента.
    Управленческим задачам торгового менеджмента в большей степени соответствует трактовка, когда персонал предприятия рассматривается как профессионально-квалификационный состав занятых работников (кадров), обладающий способностями и специфическими знаниями, позволяющими максимально эффективно использовать наличные ресурсы для ведения конкурентного торгового бизнеса. И это может относиться не только к численности наемных работников, но и к собственникам или владельцам предприятия, если они своим трудом принимают участие в деятельности предприятия и получают за это соответствующую оплату.
    Функциональное разделение труда положено в основу деления персонала торгового предприятия на категории. В торговле принято разделять работников на административно-управленческий, торгово-оперативный, вспомогательный, младший обслуживающий персонал. Доля торгово-оперативного персонала (продавцов, кассиров, контролеров, мерчандайзеров), то есть работников, непосредственно занятых обслуживанием покупателей, зависит от формата предприятия, формы торгового обслуживания, характерных для данного предприятия (самообслуживание, продажа товаров, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и т.д.), и может достигать 70–80% от общей численности работников.

    Список использованной литературы

    1. Соломатин А.Н., Харитонова Е.В. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях торговли. СПб.: Изд-во СПбТЭИ, 2011. 67 с.
    2. Технологии, которые изменят торговлю // Продвижение Продовольствия. Procl&Food. 2010. Март. № 3. С. 15–17.
    3. Шакланова Р.И., Юсова В.В. Экономическое обоснование потребности в трудовых ресурсах и средствах материального стимулирования на макро- и микроуровнях торговой отрасли. СПб.: Изд-во СПбТЭИ, 2009. 70 c.
    4. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли / под ред. А.Н. Соломатина. СПб.: Питер, 2010. 560 с.
    5. Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 26.03.2012)

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2