ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Сущность организации взаимодействия службы IT и других структурных подразделений в процессе информационного развития предприятия

Essence of Organizing Interaction of IT Service and Other Departments in Business Information Development



Д.Э. Курочкин
О.А. Цуканова
Dmitry Kurochkin
Olga Tsukanova
d.e.kurochkin@gmail.com
zoa1999@mail.ru
ассистент кафедры прикладной экономики и маркетинга Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики
доцент кафедры прикладной экономики и маркетинга Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, кандидат экономических наук, доцент
assistant of the Department of Applied Economics and Marketing of St. Petersburg National Research University of Information Technology, Mechanics and Optics
senior lecturer of the Department of Applied Economics and Marketing of St. Petersburg National Research University of Information Technology, Mechanics and Optics, PhD in Economics, associate professor
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
Рассматриваются основные модели взаимодействия службы IT и других структурных подразделений предприятия, анализируются их преимущества и недостатки для организационно-правовых структур с точки зрения общей результативности хозяйственной деятельности. Также определяются основные задачи, которые ставятся перед службой IT на предприятиях с линейно-функциональной структурой управления
We consider basic interaction models between IT service and other departments, analyze their advantages and disadvantages for organizational and legal structures from the point of view of overall performance. We also determine the main tasks facing IT at companies with linear-functional management structure.

Ключевые слова:

  • служба IT
  • информационное развитие предприятия
  • задачи службы IT
  • процессный подход к управлению IT
  • IT-стратегия
  • модель внутреннего аутсорсинга
  • Keywords:

  • IT service
  • information development of business
  • tasks of IT service
  • process approach to IT management
  • IT strategy
  • internal outsourcing model
  • Обзор статьи

    Информационное развитие является одной из основных стратегических целей современного предприятия. От эффективности организации процессов определения IT-инициатив, формирования функциональных требований к разрабатываемым программным продуктам, их внедрения и сопровождения во многом зависит успех деятельности предприятия на рынке – его конкурентоспособность и скорость реакции на динамически меняющуюся внешнюю среду. При этом для формирования результативной IT-стратегии с целью достижения заданной информационной эффективности на предприятии необходимо проанализировать процесс взаимодействия службы IT и других структурных подразделений хозяйствующего субъекта, выделить достоинства и недостатки каждой модели взаимодействия и использовать на предприятии ту, которая в большей мере соответствует сложившейся организационной культуре хозяйствующего субъекта. Стратегия развития информационных технологий должна соответствовать целям и задачам бизнеса.
    Отразить сущность организации взаимодействия службы IT с другими подразделениями возможно посредством единой понятийной базы, представляющей собой квинтэссенцию мыслей, идей, целей, задач и требований к функциональным подразделениям предприятия и IT-службы. Эффективность взаимодействия должна обеспечиваться и поддерживаться на всех уровнях иерархической структуры предприятия [1].
    В рамках понятийной базы выделяют три основных модели взаимодействия службы IT и других структурных подразделений предприятия.
    Модель, рассматривающая службу IT как одно из структурных подразделений, выполняющих обеспечивающие функции – наиболее распространенная и исторически сложившаяся модель, в рамках которой IT-директор подчинен напрямую первому лицу организации или его заместителю по общим вопросам или управляющему делами. Во втором случае взаимодействие службы IT несколько затруднено, снижается его эффективность из-за того, что служба не взаимодействует напрямую с функциональными подразделениями организации, а выполняет план, утвержденный куратором, состоящий из задач эксплуатации и незначительного развития действующих информационных технологий. На практике службу IT часто курирует финансовый или исполнительный директор.

    Список использованной литературы

    1. Бирюков А.Н. Лекции о процессах управления информационными технологиями / Интернет-университет информационных технологий. М.: БИНОМ; Лаборатория знаний, 2010.
    2. Нортон Д., Каплан Р. Сбалансированная система показателей: От стратегии к действию. М.: Олимп-Бизнес, 2010. 117 с.
    3. Стратегическое управление информационными системами / Р.Б. Васильев, Г.Н. Калянов, Г.А. Лёвочкина, О.В. Лукинова / Интернет-университет информационных технологий. М.: БИНОМ; Лаборатория знаний, 2010. 18 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2