ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Разработка модели обеспечения конкурентоспособности гостиничного предприятия

Developing Model to Secure Hotel Competitive Ability



И.В. Никифоров
Ivan Nikiforov
dekanat205@yandex.ru
президент ОАО «Совет по туризму и экскурсиям СПб», кандидат экономических наук
president of Tourism and Excursion Council of St. Petersburg, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Проведен анализ особенностей конкурентных стратегий предприятий гостиничного бизнеса, а также сравнительный анализ особенностей управления малыми гостиничными предприятиями и предприятиями, интегрированными в сети. Разработаны предложения по созданию модели конкурентоспособности малого гостиничного предприятия
We analyze characteristics of competition strategies of hotels and carry out a contrastive analysis of specific features of managing small hotels and businesses integrated in chains. Ways to create a model to secure competitive ability of a small hotel business are offered.

Ключевые слова:

  • гостиничное предприятие
  • конкурентоспособность
  • гостиничный бизнес
  • Keywords:

  • hotel enterprise
  • competitive ability
  • hotel business
  • Обзор статьи

    Для разработки основ конкурентоспособности гостиничного предприятия представляется необходимым в первую очередь определить типы гостиничных предприятий, которые на современном этапе формируют отрасль гостиничных услуг в России. Среди критериев систематизации, определяющих исследуемый тип гостиничных предприятий, следует отметить следующие: тип собственности; тип управления; участие в интеграционных процессах; степень интеграции; размер гостиничного предприятия; степень участия собственника в операционных процессах.
    Наличие спроса на рынке гостиничных услуг западного уровня обусловило создание совершенно новых предприятий по предоставлению гостиничных услуг – гостиниц под брендами международных гостиничных сетей. При этом правовое регулирование «франшизных» договоров, договоров управления, договоров по предоставлению иностранного персонала гостиниц, консультационных услуг предусматривалось в зависимости от предпочтений западных партнеров. Различные гостиницы находятся в сфере влияния законодательства штатов США, шведского права, английского права. Разрозненные нормы российского права, регулирующие деятельность российских гостиничных предприятий, к сожалению, не охватывают полностью специфику гостиничного бизнеса и не всегда воспринимаются западными партнерами [1]. Гостиничный бизнес – это синтез предпринимательской деятельности, сферы услуг, а также постоянного изучения социальных потребностей и пожеланий субъектов – пользователей гостиничных услуг.
    Общепринятая на российском рынке аксиома о существенном превосходстве в области конкурентоспособности гостиничных предприятий, интегрированных в сеть, получающая практическое подтверждение в виде более высоких показателей операционной деятельности последних, не дает возможность специалистам гостиничного бизнеса комплексно объективно сформировать проблематику низкой конкурентоспособности малых гостиничных предприятий.
    Международный гостиничный рынок придерживается менее категоричной точки зрения в отношении потенциала двух исследуемых форм деятельности. Исследования, проводимые западными специалистами, показывают, что малые гостиничные предприятия по некоторым элементам превосходят гостиничные предприятия, интегрированные в сети. В частности, получены доказательства по следующим фактам: гостиничные предприятий, интегрированные в сеть, имеют более высокие показатели, чем малые гостиничные предприятия, лишь на протяжении первого полугода после выхода на рынок; малые гостиничные предприятия имеют более высокий показатель RevPar (доходность на каждый номер) по отношению к сетевым предприятиям.

    Список использованной литературы

    1. Амирханова Б. Особенности развития гостиничного бизнеса в России // Компания «АРТаудит»: [сайт]. URL: www.art-audit.com/file/hotel_bisnes_rus_ 091106.doc (дата обращения: 11.05.2012)
    2. Стаханов В.Н., Стаханов Д.В. Маркетинг сферы услуг. М.: Экспертное бюро, 2001.
    3. Черных Т.А. Место и роль управления доходностью номерного фонда в организации эффективной работы гостиничного предприятия // Новый взгляд на Россию: материалы форума по въездному и внутреннему туризму / отв. ред. С.Е. Корнеев, Ю.Л.Рыбакова, М.А. Морозова, О.В. Архипова. СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2007.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2