ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Функциональные стратегии социально- экономического развития учреждений культуры

Functional Strategies of Socio-Economic Development of Institutions of Culture



Т.В. Каткова
Tatyana Katkova
katkova_tatyana@mail.ru
аспирант кафедры управления социальными и экономическими процессами ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения»
candidate for PhD at the Department of Management of Social and Economic Processes of St. Petersburg State University of Cinema and Television
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Рассмотрены особенности функциональных стратегий в составе обобщающей стратегии социально-экономического развития учреждений культуры, а также подходы к формированию стратегии маркетинга
We consider the features of functional strategies which are a part of general strategy of socio-economic development of cultural institutions as well as approaches to forming a marketing strategy

Ключевые слова:

  • стратегия маркетинга
  • функциональные стратегии
  • стейкхолдеры
  • информационная стратегия
  • продвижение
  • сегментация
  • мотивация
  • Keywords:

  • marketing strategy
  • functional strategies
  • promotion
  • stakeholders
  • segmentation
  • motivation
  • information strategy
  • Обзор статьи

    При формировании общей базовой стратегии социально-экономического развития учреждения культуры, на наш взгляд, должны использоваться такие различные по направлениям действия функциональные стратегии, как производственная, социальная, инновационная, а также финансовая стратегия и стратегия маркетинга, как часть базовой стратегии для достижения основных целей развития. Функциональные стратегии разрабатываются функциональными службами и отделами хозяйствующего субъекта на основе обобщающей базовой стратегии. Целью функциональной стратегии является распределение ресурсов подразделения, поиск эффективного поведения и достижения целей в рамках базовой стратегии [1].
    Маркетинговые стратегии обеспечивают информационные, стратегические и оперативные связи предприятия с внешней средой. Сбор информации о состоянии рынка является важной функцией маркетинговой деятельности, которая невозможна без постоянно обновляемой и достоверной информации об изменениях предпочтений потребителей, деятельности конкурентов, соотношении цен и появлении новых продуктов. Стратегия маркетинга ориентирует отдельные мероприятия на возможно более полную реализацию базовой стратегии учреждений культуры [2].
    В процессе разработки стратегии социально-экономического развития учреждения культуры должны критически взглянуть на внешние факторы, влияющие на их способность привлекать аудиторию.
    Маркетинговые проблемы в сфере культуры, которые требуют новой маркетинговой стратегии, включают в себя снижение потребительского времени для отдыха, расширение вариантов потребительских развлечений, расширение воздействия культурной продукции в мире, размывание различия между высокой и популярной культурой, изменение моделей и структур в государственном финансировании. Нужно учитывать не только платежеспособность и запросы потребителей, но и готовность потребителей потратить свое свободное время на потребление этих услуг. Борьба за свободное время потребителя становится решающим фактором при разработке маркетинговых стратегий учреждений культуры [3].
    Альтернативные способы проведения свободного времени уменьшают зрительскую аудиторию учреждений культуры. Потребители имеют широкий выбор на рынке досуга и услуг. Интересы активной аудитории включают не только театр, кино, музеи, но туда также входят рестораны, клубы, спортклубы, Интернет, туризм. Посещение учреждений культуры в этом списке занимает далеко не первое место. Появление новых форм досуга ограничивает возможности привлечения аудитории. Необходимо отметить и тот факт, что возможности потребителя ограничиваются свободой выбора из представленного на рынке репертуара и сопутствующих услуг. Поэтому формирование стратегии маркетинга учреждений культуры должно ориентироваться на изучение зрительской аудитории, что позволит эффективно привлекать посетителей в учреждения культуры, а также расширять аудиторию за счет освоения новых рыночных сегментов.

    Список использованной литературы

    1. Евменов А.Д., Редькина Т.М., Сазонова Е.В. Стратегическое управление на предприятиях социально-культурной сферы. СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2006.
    2. Стратегический менеджмент / под ред. А.Н. Петрова. СПб.: Питер, 2010.
    3. Kolb В.M. Marketing for Cultural Organisations. Hampshire, 2005.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2