ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Методологические аспекты диагностики бизнес-процессов

Methodological Aspects of Business Processes Diagnostics



И.Ю. Левитина
Irina Levitina
irinalevitina@rambler.ru
доцент кафедры экономики организаций и предпринимательства ФБГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики», кандидат экономических наук, доцент
senior lecturer at the Department of Company Economics and Entrepreneurship of St. Petersburg State University of Service and Economics, PhD in Economics, associate professor
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Предложена концепция формирования методологического аппарата проведения диагностики бизнес-процессов, основанная на требованиях системы менеджмента качества
The concept of forming a methodological apparatus to carry out the diagnostics of business processes based on the requirements of quality management system is offered.

Ключевые слова:

  • бизнес-процесс
  • диагностика бизнес-процессов
  • система менеджмента качества
  • эффективность
  • производительность
  • Keywords:

  • business process
  • diagnostics of business processes
  • quality management system
  • efficiency
  • productivity
  • Обзор статьи

    Динамичная и конкурентная бизнес-среда, в которой функционируют современные экономические системы, потребовала нового подхода к управлению. Объектом менеджмента все чаще становится не «объект», а «процесс», так как «объект» в процессе динамичной реорганизации, специализации и кооперации становится все менее жесткой структурой. Традиционный функциональный подход в менеджменте приводит к тому, что руководитель, оптимизирующий деятельность своего подразделения исходя из его функций и без оглядки на других участников процесса, входит в противоречие другими участниками бизнес-процесса, порождая существенные транзакционные издержки оппортунизма. Согласно ГОСТ Р ИСО 9001–2008, «желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом» [2].
    Процессный подход является в настоящее время одним из доминирующих методических подходов в менеджменте: «Любая деятельность или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Чтобы результативно функционировать, организации должны определять и управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами» (п. 2.4 ГОСТ Р ИСО 9000–2008) [1]. Соответствующая трансформация происходит и с отдельными функциями управления, например традиционный «Анализ хозяйственной деятельности» постепенно преобразуется в «Диагностику бизнес-про-цессов», что естественным образом требует формирования новой методологической базы, принципы построения которой предлагаются в данной статье.
    Диагностика, как и любая управленческая деятельность, имеет цель, объект и предмет, которые определяются исходя из базовых принципов системы менеджмента качества [1].
    Объектом управления и диагностики является бизнес-система. Для повышения ее конкурентоспособности необходима целенаправленная скоординированная деятельность по улучшению характеристик основного бизнес-процесса и его результатов, к которым стремятся и которые планируют достичь через определённый промежуток времени. Так как основной бизнес-процесс состоит из совокупности процессов (как водопровод состоит из труб, транспортная система из дорог и т.п.), его можно определить как «… совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы», результатом функционирования которых является «добавленная ценность» (количество пропущенной воды). Так как конкурентоспособность определяется в первую очередь соотношением потребительской ценности предлагаемого продукта и его стоимости, необходимо обеспечивать эффективность процесса, увеличивая соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Для повышения эффективности необходимо постоянно выявлять несоответствия в «пропускной способности» отдельных процессов, а также потенциально нежелательные ситуации, связанные с плохим качеством или скоростью выполнения процесса (засор, прорыв), несоответствием пропускной способности отдельных процессов (пробки), выявлением ненужных или слабонагруженных процессов (пустые трубы).

    Список использованной литературы

    1. ГОСТ Р ИСО 9000–2008. Системы менеджмента качества. Основные положе-ния и словарь // Федеральное агентство по техническому регулированию и метроло-гии: [сайт]. URL: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=174284 (дата обращения: 20.04.2012)
    2. ГОСТ Р ИСО 9001–2008. Системы менеджмента качества. Требования // Фе-деральное агентство по техническому ре-гулированию и метрологии: [сайт]. URL: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=174286 (дата обращения: 20.04.2012)
    3. ГОСТ Р ИСО 9004–2010. Менедж-мент для достижения устойчивого успеха организации // Федеральное агентство по техническому регулированию и метроло-гии: [сайт]. URL: http://www.gost-load.ru/Index/50/ 50270.htm (дата обращения: 20.04.2012)
    4. Рекомендации. Методика менедж-мента процессов в системе качества / Р 50-601-46-2004 / ФГУП Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ВНИИС) Госстандарта России // Бесплатная библиотека документов: [сайт]. URL: http://doc-load.ru/SNiP/Data1/46/46912/ index.htm (дата обращения 20.04.2012)

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2