ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Инновационный потенциал организации: формирование управленческой компетентности

Organization Innovation Potential: Forming Management Competence



А.М. Малинин
Ю.В. Меркурьева
И.М. Павленкова
A. Malinin,
Yu.Merkuryeva
I.Pavlenkova
nn_konst@mail.ru
dkpi@mail.ru
dkpi@mail.ru
заведующий кафедрой экономики, природопользования и сервиса экосистем ФГОБУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики»
старший преподаватель кафедры социального управления и планирования факультета социологии ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет», кандидат социологических наук
ассистент кафедры социального управления и планирования факультета социологии ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»
head of the Department of Economics, Nature Management and Service of Ecosystems of St. Petersburg State University of Service and Economics
senior teacher at the Department of Social Management and Planning of the Faculty of Sociology of St. Petersburg State University, PhD in Sociology
assistant of the Department of Social Management and Planning of the Faculty of Sociology of St. Petersburg State University
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg
Рассматриваются подходы и ключевые направления по развитию инновационного потенциала предприятия, анализируются особенности инновационной деятельности предприятия на основе формирования управленческой компетентности менеджеров.
We research approaches and key trends in business innovation development and analyze specific characteristics of innovation activity on the basis of forming management competence

Ключевые слова:

  • инновация
  • инновационный потенциал предприятия
  • инновационная активность
  • управленческая компетентность
  • Keywords:

  • innovation
  • business innovation potential
  • innovation activity
  • management competence
  • Обзор статьи

    Низкая инновационная активность, инновационная инертность во многом связана с проблемами развития инновационного потенциала менеджмента организаций – управленцев всех уровней иерархии организаций, призванных ежедневно формировать и реализовывать управленческие технологии воплощения в жизнь инновационных продуктов.
    Традиционно под инновацией понимают внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованной рынком. Инновация является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. При этом следует отметить, что инновационный процесс в организации это всегда разрешение противоречия между новой потребностью и старыми возможности. И это одинаково верно как для возникшего спроса на новую продукцию или услугу, так и для внутренней потребности в новых управленческих технологиях, способствующих продвижению и развитию организации. Поэтому под инновацией имеет смысл понимать не всякое новшество вообще, а только такое, которое существенно повышает продуктивность действующей организационной системы.
    Сегодня под инновацией нужно понимать результат трансформации идей, научных исследований и разработок, научно-технических усовершенствований, а также новые социально-экономические решения и управленческие технологии, которые получили признание, закрепились в деятельности предприятий и привели к положительным социальным изменениям в регионе.
    Еще одно важное понятие, позволяющее «перекинуть мостик» между теорией и практикой развития инновационных процессов на предприятиях – это понятие инновационного потенциала. Если «под инновационным потенциалом страны понимаются возможности для создания, разработки, внедрения и распространения полезных новшеств (новых знаний, идей, технологий, товаров, услуг, методов управления, процессов, социокультурных образцов и т.д.)» [10. С. 23], то под инновационным потенциалом предприятия следует понимать возможности использовать всю совокупность организационных ресурсов, прямо или косвенно задействованных в генерации и воплощении в жизнь инновационных проектов.
    Понятие «инновационный потенциал» тесно связано с понятием «инновационная активность». Под инновационной активностью подразумевают интенсивность проведения инновационных преобразований на предприятии. Главным фактором, отражающим инновационную активность предприятия и влияющим на интенсивность инновационных процессов, является восприимчивость руководства всех уровней иерархии к инновациям. Инновационная активность менеджмента предприятия означает готовность к реализации изменений как в финансово-экономическом механизме предприятия, так и в его социокультурных процессах. В связи с неопределенностью, всегда сопутствующей инновационным процессам, руководители должны обладать склонностью к обоснованным рискованным решениям, а также должны быть готовы понести убытки и уметь их минимизировать.

    Список использованной литературы

    1. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
    2. Глазл Ф. Самопомощь в конфликтах // Концепции – упражнения – практические методы / пер. с нем. Калуга: Духовное познание, 2000.
    3. Давыдов А.А. Инновационный потенциал России: настоящее и будущее // Институт социологии Российской академии наук: [сайт]. URL: www.isras.ru/blog_modern_3 (дата обращения: 02.02.2012)
    4. Зубков В.И. Социологическая теория риска. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2003.
    5. Князева Е.Н, Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. М.: КомКнига, 2008.
    6. Луман Н. Социальные системы: очерк общей теории. СПб.: Наука, 2007.
    7. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003.
    8. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. М.: Когито-Центр, 2002.
    9. Цой Л.Н. Практическая конфликтология. Книга первая. М., 2001.
    10. Чесборо Г. Открытые инновации: создание прибыльных технологий. М.: Поколение, 2007.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2