|
|
|
|
профессор кафедры экономики организации и ценообразования ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский торгово-экономический институт»
профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский торгово-экономический институт», доктор экономических наук
|
professor of the Department of Company Economics and Pricing of St. Petersburg Institute of Trade and Economics
professor of the Department of Finance, Money Circulation and Credit of St. Petersburg Institute of Trade and Economics, Doctor of Economics
|
|
|
Рассматриваются основные экономические законы, законы организации и принципы управления, используемые в деятельности торговых сетей.
|
We look at basic economic laws, organization laws and management principles used in sales chains
|
Ключевые слова:
принципы
законы
закономерности
рыночные отношения
торговые сети
конкуренция
|
Keywords:
principles
laws
regularities
market relations
sales chains
competition
|
|
|
|
|
Обзор статьи
Основным условием повышения научного уровня ведения конкурентной деятельности является изучение проявления и использования экономических законов, законов организации, научных подходов и принципов управления.
В экономической литературе нет общепризнанного подхода к количеству и сущности перечисленных инструментов, используемых в конкурентной деятельности, тем более для предприятий торговых сетей. Так, например, в вузовских учебниках по экономике характеризуются объект, предмет конкуренции, конкурентоспособность, но не раскрывается логика развития конкурентной деятельности, которая опирается на определенные закономерности и подчинена им. На наш взгляд, раскрыть эти закономерности – главная задача научного исследования. Нельзя же считать правильным, что конкурентную деятельность на любом уровне (макро-, мезо-, микроуровне) можно осуществлять, используя сиюминутные методы конкурентной борьбы, не вникая в экономическую сущность протекающих процессов.
К сожалению, многие российские исследователи в большей степени повторяют западные подходы изучения конкуренции, иллюстрируя отдельные факты из жизни процветающих фирм, и не идут по пути повышения научного уровня исследования конкурентной деятельности. На наш взгляд, прав Р.А. Фатхутдинов, который утверждает, что экономические законы, законы организации, научные подходы, принципы и методы управления конкурентоспособностью либо не рассматриваются, либо рассматриваются упрощенно [2]. То есть речь идет о дефиниции конкурентоспособности, а не о конкурентной деятельности. Поэтому мы считаем необходимым предложить свои взгляды на данную проблему с учетом практики развития конкурентной деятельности в торговых сетях.
Изучение конкурентной деятельности, на наш взгляд, следует начать с изложения принципов ее развития. Принципы – основное, исходное положение теории. От обоснованности структуры и содержания принципов зависит успех решения поставленной проблемы.
К общим принципам развития конкурентной деятельности следует отнести в первую очередь научную обоснованность. Принцип научной обоснованности означает, что в конкурентной деятельности всех уровней необходим всесторонний учет требований законов организации, экономических законов развития общества. Научная обоснованность несовместима с прожектерством и игнорированием реальных условий и опыта развития конкурентной деятельности.
Наиболее широко и полно процесс развития экономических отношений применительно к формированию конкурентоспособности предприятия исследован Р.А. Фатхутдиновым. Им рассмотрен механизм действия девяти законов рыночных отношений: закона зависимости между спросом и ценой (закон спроса); закона зависимости между предложением и ценой (закон предложения); закона зависимости между предложением и спросом; закона возрастания дополнительных затрат; закона убывающей доходности; закона экономической взаимосвязи затрат в сфере производства и потребления; закона эффекта масштаба производства; закона экономии времени; закона конкуренции [2].
|
Список использованной литературы
1. Курс экономики: учебник / под. ред. Б.А. Райзберга. М.: ИНФРА, 2000.
2. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Издат.-книготорг. центр «Маркетинг», 2002.
3. Экономика и бизнес: учебник / под ред. В.Д. Камаева. М.: ИНФРА, 1993.
|