ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Гатчинское образование в дореволюционное время

Education in Gatchina before the Revolution



И.Б. Смирнов
I.B. Smirnov
ibsmirnov52@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель РФ, Учитель года России – 2002
PhD in Pedagogics, associate professor, Honored Teacher of the Russian Federation, Teacher of the Year 2002
Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • императрица Мария Федоровна
  • Е.О. Гугель
  • К.Д. Ушинский
  • А.Ф. фон Гефтман
  • Ф.М. Коняев
  • Гатчинский сиротский институт
  • Школа для малолетних детей при Гатчинском воспитательном доме
  • Гатчинская женская Мариинская гимназия
  • гимназия В.Г. Табунщиковой
  • Реальное училище имени Александра III
  • Гатчинское коммерческое училище
  • Колпанская учительская семинария
  • Гатчинская учительская семинария
  • Keywords:

  • empress Maria Fyodorovna
  • E.O. Gugel
  • K.D. Ushinsky
  • A.F. von Geftman
  • F.M. Konyaev
  • Gatchina Institute for Orphans
  • Infant school under Gatchina Founding Hospital
  • Gatchina Mariinskaya Gymnasia for Girls
  • V.G. Tabuntshchikova Gymnasia
  • Alexender III Non-Classical Secondary School
  • Gatchina School of Commerce
  • Kolpanskaya Teachers’ Seminary
  • Gatchina Teachers’ Seminary
  • В статье рассматривается дореволюционный период в истории образования города Гатчины, столицы Ленинградской области, роль императрицы Марии Федоровны в благотворительной деятельности по созданию образовательных и воспитательных учреждений, значение ее благотворительного фонда для финансирования и развития системы образования города. Особое внимание уделяется Сиротскому институту, а также организованному при нем первому дошкольному воспитательному дому, директором которого выступил Е.О. Гугель. Подчеркивается значение гатчинского периода педагогической деятельности основоположника русской научной педагогики К.Д. Ушинского. В статье представлены все типы образовательных учреждений дореволюционного времени, существовавшие в городе: казенные, частные, синодальные.

    We look at the pre-revolutionary period in the history of education in Gatchina, Leningrad region, and the role of Empress Maria Fyodorovna in charitable causes concerning the development of educational institutions as well as the significance of her charity foundation for funding the local educational system. Special attention is paid to Sirotsky Institut (an educational institution for orphans) and the first pre-school orphanage opened there and headed by E.O. Gugel. The importance of Gatchina period in the teaching career of the founder of Russian scientific pedagogics K.D. Ushinsky is emphasized. We present all types of pre-revolutionary educational institutions in the town, namely public, private, synodic.

    Обзор статьи

    Гатчина, нынешняя столица Ленинградской области, имеет богатейшие традиции в области просвещения и образования в нашей стране, которые складывались с XVIII века, когда на гатчинской мызе в 1783 году обосновался со своей многочисленной семьей великий князь Павел Петрович. Благодаря благотворительным усилиям его супруги Марии Федоровны в Гатчине создавались образовательные учреждения, выпускники которых были призваны служить отечеству и удовлетворять кадровые потребности не только военного гарнизона и воинских частей, расквартированных в городе, но и гражданских служб дворцового ведомства Гатчины, получившей по волеизъявлению Павла Петровича статус города 11 ноября 1796 года.
    Среди многочисленных благотворительных деяний императрицы Марии Федоровны, в том числе, инициатива создания Сиротского института, воспитательного заведения, учрежденного ею 22 мая (3 июня) 1803 года как сельский воспитательный дом и просуществовавшего в статусе Гатчинского сиротского института до1917 года .
    Поначалу в воспитательный дом принимали как мальчиков, так и девочек с семи лет, которые получали там элементарное (начальное) образование и ремесленные навыки. Для воспитательной системы была характерна дифференциация в обучении и разделение воспитанников на способных и менее способных. Способных воспитанников-выпускников 14–15-летнего возраста переводили в Петербург для обучения в медико-хирургической академии, менее способных обучали ремеслам, направляли в аптекарские огороды (где выращивали лекарственные травы) и учениками к садовникам, а девиц – в гувернантки.
    С 1830 по 1842 год в воспитательном доме служил выдающийся молодой человек – Егор Осипович Гугель (1804–1841). Нам было бы слишком мало известно об этом педагоге, если бы в 1854 году в Сиротский институт не был принят на службу Константин Дмитриевич Ушинский (1823–1871), случайно обнаруживший в библиотеке образовательного учреждения два закрытых на ключ шкафа с книгами и журналами из библиотеки Е.О. Гугеля. Рядом с этим преподавателем в 1830–1840-х годах здесь служили педагоги А.Г. Ободовский и П.С. Гурьев. Причем, А.Г. Ободовский посетил Швейцарию, где познакомился с работой института И.Г. Песталоцци (1746–1827), посвятившему всю свою жизнь воспитанию и обучению детей-сирот. Идеи Песталоцци о гармоничном и природосообразном развитии личности, о развивающем обучении, о нравственном воспитании здоровой личности захватили этих педагогов Сиротского института. С воодушевлением они взялись в 1833 году за издание «Педагогического журнала», который выходил, однако, все лишь один год. На то время это был единственный специальный педагогический журнал, освещавший теорию и практику воспитания и обучения, публиковавший статьи по истории педагогики, обзоры русских книг и известия об иностранной литературе соответствующей тематики. В журнале Е.О. Гугель публиковал работы по вопросам начального обучения, по методике обучения родному языку. Он затрагивал и социальные вопросы, в частности, вопрос об отношении родителей к воспитателю и учителю: он считал недопустимым «гордость и презрение, с которыми родители смотрят на воспитателя…, дают чувствовать, что он низкого происхождения, ставят воспитателей наравне с … дворецкими, камердинерами» [3, с. 42].

    Список использованной литературы

    1. Гиляровский А. Alma mater по-русски: наши знаменитые педагоги. М: «Капитал», 2017. 228 с.
    2. Глезеров С.Е. Гатчинские гимназии // Глезеров С.Е. Петербургские окрестности. Быт и нравы начала XX века. СПб., 2013. URL: https://culture.wikireading.ru/2104 (дата обращения 18.07.2024).
    3. Зажурило В. Ушинский в Петербурге. Л: Лениздат, 1979. 190 с.
    4. История педагогики: пособие для педагогических институтов / под ред. Н.А. Константинова, Е.Н. Медынского, М.Ф. Шабаевой. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1955. С. 341.
    5. Маркова Л.П. Благотворительная и общественная деятельность Великого Князя Михаила Александровича. URL: https://www.permgaspi.ru/deyatelnost/doklady-romanovskie-chteniya-2021/doklady-romanovskie-chteniya-2021-2/blagotvoritelnaya-i-obschestvennaya-deyatelnost-velikogo-knyazya-mihaila-aleksandrovicha.html (дата обращения 18.07.2024).
    6. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6-ти т. Т. 4. М: Педагогика, 1989. 526 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2