ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF
ISSN 1995 - 1248
DOI 10.26163/GIEF
Гатчинское образование в дореволюционное время
Education in Gatchina before the Revolution
И.Б. Смирнов |
|
I.B. Smirnov |
|
ibsmirnov52@yandex.ru |
|
кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель РФ, Учитель года России – 2002 |
|
PhD in Pedagogics, associate professor, Honored Teacher of the Russian Federation, Teacher of the Year 2002 |
|
Гатчина |
|
Gatchina |
|
Ключевые слова: |
Keywords: |
В статье рассматривается дореволюционный период в истории образования города Гатчины, столицы Ленинградской области, роль императрицы Марии Федоровны в благотворительной деятельности по созданию образовательных и воспитательных учреждений, значение ее благотворительного фонда для финансирования и развития системы образования города. Особое внимание уделяется Сиротскому институту, а также организованному при нем первому дошкольному воспитательному дому, директором которого выступил Е.О. Гугель. Подчеркивается значение гатчинского периода педагогической деятельности основоположника русской научной педагогики К.Д. Ушинского. В статье представлены все типы образовательных учреждений дореволюционного времени, существовавшие в городе: казенные, частные, синодальные. |
|
We look at the pre-revolutionary period in the history of education in Gatchina, Leningrad region, and the role of Empress Maria Fyodorovna in charitable causes concerning the development of educational institutions as well as the significance of her charity foundation for funding the local educational system. Special attention is paid to Sirotsky Institut (an educational institution for orphans) and the first pre-school orphanage opened there and headed by E.O. Gugel. The importance of Gatchina period in the teaching career of the founder of Russian scientific pedagogics K.D. Ushinsky is emphasized. We present all types of pre-revolutionary educational institutions in the town, namely public, private, synodic. |
|
Обзор статьиГатчина, нынешняя столица Ленинградской области, имеет богатейшие традиции в области просвещения и образования в нашей стране, которые складывались с XVIII века, когда на гатчинской мызе в 1783 году обосновался со своей многочисленной семьей великий князь Павел Петрович. Благодаря благотворительным усилиям его супруги Марии Федоровны в Гатчине создавались образовательные учреждения, выпускники которых были призваны служить отечеству и удовлетворять кадровые потребности не только военного гарнизона и воинских частей, расквартированных в городе, но и гражданских служб дворцового ведомства Гатчины, получившей по волеизъявлению Павла Петровича статус города 11 ноября 1796 года. |
|
Список использованной литературы1. Гиляровский А. Alma mater по-русски: наши знаменитые педагоги. М: «Капитал», 2017. 228 с. 2. Глезеров С.Е. Гатчинские гимназии // Глезеров С.Е. Петербургские окрестности. Быт и нравы начала XX века. СПб., 2013. URL: https://culture.wikireading.ru/2104 (дата обращения 18.07.2024). 3. Зажурило В. Ушинский в Петербурге. Л: Лениздат, 1979. 190 с. 4. История педагогики: пособие для педагогических институтов / под ред. Н.А. Константинова, Е.Н. Медынского, М.Ф. Шабаевой. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1955. С. 341. 5. Маркова Л.П. Благотворительная и общественная деятельность Великого Князя Михаила Александровича. URL: https://www.permgaspi.ru/deyatelnost/doklady-romanovskie-chteniya-2021/doklady-romanovskie-chteniya-2021-2/blagotvoritelnaya-i-obschestvennaya-deyatelnost-velikogo-knyazya-mihaila-aleksandrovicha.html (дата обращения 18.07.2024). 6. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6-ти т. Т. 4. М: Педагогика, 1989. 526 с. |