ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Алгоритмы определения зоны охвата и прогнозирования пассажиропотока регионального аэропорта

Regional Airport Coverage Area Definition and Passenger Flow Forecasting Algorithms



В.Н. Кузнецов
V.N. Kuznetsov
vassk@bk.ru
ассистент Института промышленного менеджмента, экономики и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Assistant, Institute of Industrial Management, Economics and Trade, Peter the Great Saint-Petersburg Polytechnic University
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • воздушный транспорт
  • региональный аэропорт
  • региональная авиация
  • экономическое развитие
  • пассажирские перевозки
  • прогнозирование
  • нейронные сети
  • Keywords:

  • air transport
  • regional airport
  • regional aviation
  • economic development
  • forecasting
  • neural networks
  • В настоящее время значительная часть аэропортов нуждается в комплексной реконструкции, в отдельных случаях необходимо строительство новых аэропортов. Возникает актуальная потребность в точном определении зоны охвата аэропорта, а также в проведении мониторинга пассажиропотока через него. Это важно для определения необходимых ресурсов, выделяемых на реконструкцию и строительство аэропортов, а также оптимального их использования. В данной статье предлагаются специальные алгоритмы для решения данных задач.

    A significant part of the airport currently needs comprehensive reconstruction and in some cases it is necessary to construct new ones. There is thus an urgent need with regard to precise definition of the airport coverage area as well as to monitoring related passenger traffic. It is important for determining required resources to be allocated for both reconstruction and
    construction of the airports and for the optimal use thereof. The article presents special algorithms for solving these tasks.

    Обзор статьи

    Согласно утвержденному Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до конца 2024 года планируется реконструировать почти 40 аэропортов. В их число входят Большое Савино, Вилюйск, Воронеж, Домодедово, Елизово, Зея, Киров, Орел, Певек, Сеймчан, Томск, Усть-Камчатск, Усть-Нера, Чара, Черский, Шереметьево, Якутск. Кроме того, планируется построить новый международный аэропорт в Карачаево-Черкессии (Архыз) и увеличить благодаря этому поток туристов в регионе к 2030-му году в два раза.
    Для привлечения инвесторов необходимо обосновать востребованность нового или реконструируемого аэропорта, а это в свою очередь требует разработки уточненных алгоритмов определения зоны охвата аэропорта и прогностического анализа пассажиропотока. На сегодняшний момент прогнозы пассажиропотока нового аэропорта в районе горнолыжного курорта Архыз являются весьма приблизительными и колеблются от одного до четырех миллионов пассажиров в год. Учитывая, что в России нуждаются в ремонте 116 из 228 действующих аэропортов, встает задача точного определения зоны охвата и пассажиропотока аэропорта для принятия решения о выделении ресурсов на его строительство, ремонт или реконструкцию.
    Предлагаемые алгоритмы определения зоны охвата аэропорта и пассажиропотока через него показаны на рис. 1 и 2. Зона охвата зависит от очень многих факторов [4]. В первом приближении можно считать, что потенциальные пассажиры проживают в радиусе 600 километров от аэропорта (если в данном направлении нет других аэропортов подобного класса) или до условной границы, проходящей посередине между соседними аэропортами аналогичной категории. В зону охвата могут попасть аэродромы местных авиалиний, с которых выполняются или могут выполняться рейсы в областной центр региона, чтобы пассажиры могли выполнять пересадку на магистральные рейсы.
    Аэродромы местных авиалиний не способны принимать и обслуживать магистральные самолеты как из-за состояния взлетно-посадочных полос (которые часто являются грунтовыми), так и из-за малой пропускной способности аэровокзальных комплексов. То есть аэродромы местных авиалиний, находящиеся в зоне охвата конкретного регионального аэропорта, являются элементом его транспортной инфраструктуры. Это означает, что возможна организация «веерной» схемы движения, при которой перевозка осуществляется из крупного узлового аэропорта отправления в несколько местных аэропортов.
    На следующем этапе алгоритма необходимо провести учет вертикальных экономических связей районов и областей исследуемого региона с его центром, а также горизонтальных связей округов и районов с соседними регионами, имеющими крупные (международные) аэропорты. Затем происходит определение уровня развития наземной транспортной структуры региона, которая включает в себя железнодорожное сообщение, водный транспорт, наличие и состояние автомобильных дорог, то есть факторы, характеризующие возможность пассажира прибыть в тот или иной аэропорт за разумное время.

    Список использованной литературы

    1. Барыкин С.Е., Егерева Ю.Б., Корчагина Е.В., Калинина О.В., Федорова Е.С. Крупнейшие международные цифровые логистические платформы: сравнительный анализ // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. 2022. Т. 7. № 1. С. 97–103. DOI 10.25206/2542-0488-2022-7-1-97-103.
    2. Кузнецов В.Н. Прогнозирование объема региональных авиаперевозок и необходимого количества воздушных судов // Журнал правовых и экономических исследований. 2024. №2. С. 204–208. DOI 10.26163/GIEF.2024.72.71.029.
    3. Матюха С.В. Развитие модели рынка региональных авиаперевозок: регуляторное воздействие государства // Креативная экономика. 2023. Т. 17. № 1. С. 257–276. DOI 10.18334/ce.17.1.117016.
    4. Рослякова Н.А., Релецкая К.Н. Внутренние авиационные перевозки: Исследование динамики и прогнозы развития региональной авиации // Друкеровский вестник. 2019. № 3 (30). С. 211–219. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41105678 (дата обращения 10.07.2024).
    5. Teodorescu M., Korchagina E. Applying blockchain in the modern supply chain management: Its implication on open innovation // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2021. Vol. 7. № 1. DOI 10.3390/JOITMC7010080.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2