ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Новая образовательная экосистема и проблема развития кадрового потенциала среднего профессионального образования

New Educational Ecosystem and Problem of Development of Workforce Potential in Secondary Professional Education



А.Е. Марон
Л.В. Резинкина
A.E. Maron
L.V. Rezinkina
sofamaron@rambler.ru
lastik65@yandex.ru
профессор кафедры педагогики и общепрофессиональных дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доктор педагогических наук, профессор
зав. кафедрой педагогики и общепрофессиональных дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доктор педагогических наук, доцент
professor, the Department of Pedagogics and General Professional Disciplines, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Education, professor
Head of the Department of Pedagogics and General Professional Disciplines, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Education, associate professor
Гатчина
Гатчина
Gatchina
Gatchina

Ключевые слова:

  • среднее профессиональное образование
  • региональный научно-методический центр
  • преподаватель
  • мастер производственного обучения
  • профессиональная переподготовка
  • повышение квалификации
  • Keywords:

  • secondary professional education
  • regional science and methodology center
  • teacher
  • foreman of vocational training
  • occupational retraining
  • professional training
  • Современное профессиональное образование – наиболее активно трансформирующаяся сфера системы образования в условиях технологического прорыва. Меняются структура и субъекты образовательной среды, обновляются содержание и технологии, внедряется цифровая дидактика, транслирующая лучшие образовательные практики. Складывается новая образовательная экосистема, в которой подготовка специалиста выстраивается в партнёрстве «наука – колледж – индустриальный партнёр». В статье рассмотрены некоторые формы развития преподавателя, мастера производственного обучения профессиональной образовательной организации как одной из составляющих трансформации системы СПО.

    The modern professional education is the most actively transformed sphere of education under the technological breakthrough. The structure and the subjects of educational environment are changing, the contents and the techniques are being updated, the digital didactics demonstrating the best practices is being introduced. We see a new educational ecosystem where science, colleges and industrial partners are involved in a partnership to train a specialist. We look at certain ways of developing teachers and foremen of vocational training at professional educational institutions as one of the components of the transformation of secondary professional education.

    Обзор статьи

    Подготовку высокопрофессиональных специалистов для обеспечения технического и экономического суверенитета России должна и может обеспечить современная система СПО. Сегодня в системе среднего профессионального образования идёт его поэтапная и комплексная трансформация в соответствии со Стратегией развития среднего профобразования до 2030 года, предложенной Минпросвещения России: растёт число профессиональных образовательных организаций, осуществляющих совместную с предприятиями подготовку студентов по обновленным программам, меняется образ педагога профессионального образования, который должен помогать обучающимся осознанно прогнозировать их профессиональную траекторию развития, уверенно владеть передовыми педагогическими и производственными технологиями. Для подготовки студентов в соответствии с требованиями производства необходимо выстроить новую образовательную экосистему, интегрирующую в себя науку, высшие учебные заведения, профессиональные образовательные организации и предприятия [4].
    Разработанность проблемы. Исследованиями образовательных экосистем занимались Г.В. Абрамян, О.Г. Ачкасова, И.Э. Вильданов, Е.С. Гаврилюк, М.Н. Ветчинова, В.М. Розин, Р.С. Сафин и др. Однако экосистемный подход в их работах рассматривается как условие трансформации учреждений высшего образования, которое позволяет сформировать у студентов и профессорско-преподавательского состава личностные и профессиональные качества, необходимые для технологического прорыва [4].
    О.Г. Ачкасова включает в экосистему высшего образования систему дополнительного профессионального образования в условиях цифровой трансформации, подчеркивая ее роль в формировании современных кадров.
    Нашему исследованию более близки взгляды ученых В.И. Блинова, А.И. Сатдыкова, И.С. Сергеева, Н.Ф. Родичева и др., отмечающих необходимость построения региональной экосистемы среднего профессионального образования и профессионального обучения для решения поставленных Правительством задач: «Под региональной экосистемой профессионального образования и обучения понимается высокоинтегрированная среда взаимодействия всех заказчиков, благополучателей, организаторов и непосредственных участников образовательных отношений, возникающих в процессе обеспечения актуальных и перспективных потребностей предприятий и организаций региона в квалифицированных кадрах» [3, с. 21]. В публикации приводится несколько сценариев развития событий и условий их осуществления, одним из которых является «мотивация педагогов и обучающихся в системе СПО и ПО, мотивационно-психологическая готовность руководителей и педагогов к изменениям» [3, с. 24].
    Можно отметить, что данное условие включает в себя развитие кадрового потенциала, которое напрямую связано с тем, какой будет система управления в колледже или техникуме [7]. В этой связи актуализировалось понимание того, что сотрудник СПО является работником интеллектуального труда, но его принципиальное отличие от научного работника НИИ состоит в том, что педагог ведет поиск простых и доступных решений возникающих ежедневно проблем в условиях лимита времени и других ресурсов [3].
    Однако в современных условиях модернизации системы СПО остро ощущается дефицит научно-методического сопровождения и поддержки педагогов профессиональных образовательных организаций.

    Список использованной литературы

    1. Абрамян Г.В. Риски и угрозы электронного обучения в условиях экосистемы цифрового образования // Современное образование: традиции и инновации. 2023. № 2. С. 194–200.
    2. Ачкасова О.Г. Экосистема дополнительного профессионального образования вуза в условиях цифровой трансформации высшего образования // Непрерывное педагогическое образование как фактор развития региональной экосистемы: сб. материалов ВНПК, В. Новгород, 17–18 мая 2022 г. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2023. С. 276–280.
    3. Блинов В.И., Сатдыков А.И., Сергеев И.С., Родичев Н.Ф. Методы разработки сценариев развития среднего профессионального образования в субъектах Российской Федерации // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 2. С. 11–38.
    4. Вильданов И.Э., Сафин Р.С. Возможна ли эволюция кластера в образовательную экосистему технического вуза? // Казанский педагогический журнал. 2023. № 2(157). С. 27–34.
    5. Ермоленко В.С., Резинкина Л.В. Формирование проектной компетентности руководителя образовательной организации // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3: Экономические, гуманитарные и общественные науки. 2021. № 4. С. 103–106.
    6. Марон А.Е., Резинкина Л.В. Новые подходы к формированию компетенций дистанционного обучения преподавателя // Сохранение приоритетов профессионального образования как инструмент кадрового обеспечения региональной экономики: Междунар. науч.-практ. конф., Гатчина, 28 марта 2023 г. Гатчина: ГИЭФПТ, 2023. С. 224–228.
    7. Моштаков А.А., Марон А.Е., Резинкина Л.В. Квалиметрический подход к оценке качества поддержки и сопровождения непрерывного образования педагогических кадров: управленческий аспект // Человек и образование. 2021. № 4. С. 23–31.
    8. Никитин М.В. Становление мастера производственного обучения как работника интеллектуального труда СПО: понятийный аппарат, механизмы, критерии // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-mastera-proizvodstvennogo-obucheniya-kak-rabotnika-intellektualnogo-truda-spo-ponyatiynyy-apparat-mehanizmy-kriterii (дата обращения: 05.04.2024).
    9. Резинкина Л.В., Марон А.Е. Современные тенденции развития системы среднего профессионального образования: обзор научных исследований // Журнал правовых и экономических исследований. 2024. № 1. С. 326–335.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2