ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Нормативное регулирование внедрения технологий искусственного интеллекта в российском образовании

Legal Regulation of Artificial Intelligence Technology Implementation in Russian Education



Л.С. Илюшин
Н.А. Торпашёва
L.S. Ilyushin
N.A. Torpasheva
l.ilushin@spbu.ru
torpasheva@gmail.com
доцент кафедры педагогики, научный руководитель программы «Межкультурное образование», профессор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, доктор педагогических наук
аспирант Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, учитель математики ГБОУ «Лицей 64»
Associate Professor, the Department of Pedagogics, Academic adviser of the Program Cross-cultural Education, Professor, Institute of Pedagogics, Saint-Petersburg State University, Doctor of Sciences in Pedagogy
Ph.D. student, Institute of Pedagogics, Saint-Petersburg State University, Teacher of Mathematics, Lyceum 64
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • искусственный интеллект в образовании
  • нормативное регулирование ИИ
  • Keywords:

  • artificial intelligence in education
  • AI regulation
  • Ускоряющееся развитие технологий искусственного интеллекта в последние годы обуславливает актуальную потребность в поиске новых юридических решений и нормативного регулирования, особенно в контексте образования.
    В статье представлен анализ нормативно-правовых актов РФ, связанных с понятием искусственного интеллекта и цифровизации школьного образования. Среди методов исследования используются методы анализа, сравнения и синтеза.

    The accelerated development of artificial intelligence technologies in recent years has created an urgent need for new legal solutions and regulatory frameworks, especially in the context of education.
    The article presents analysis of legal acts of the Russian Federation related to the concept of artificial intelligence and digitalization of school education. As a research method the authors use methods of analysis, comparison and synthesis.

    Обзор статьи

    Технологии искусственного интеллекта в российском праве
    В декабре 2018 г. была утверждена Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» . Для достижения целей Национальной программы было разработано 6 федеральных проектов, среди которых Федеральный проект «Цифровые технологии» , где были определены так называемые «сквозные» технологии – ключевые научно-технические направления, оказывающие наиболее сильное влияние на развитие современной экономики и проникающие во все или многие ее отрасли. Среди таких технологий были обозначены в том числе и искусственный интеллект (далее – ИИ) и нейротехнологии. В дорожной карте развития этой «сквозной» цифровой технологии перечисляются инструменты поддержки технологий искусственного интеллекта, предназначенных в т.ч. для применения в сфере образования. Показательно, при этом, что в перечне «ответственных операторов мер поддержки» напрямую не упомянуты профильные «образовательные» министерства (Минпросвещения и Минобрнауки), хотя есть сотрудничающие с ними Фонд содействия инновациям и Фонд «Сколково». Очевидно, это обусловлено тем, что на сегодняшнем этапе внедрения технологий ИИ в образование эти технологии не рассматриваются упомянутыми органами исполнительной государственной власти как ресурсы образовательного процесса общего, среднего специального или высшего образования. Наблюдение авторов статьи за актуальной школьной и вузовской ситуацией говорит о том, что ситуация с использованием технологий ИИ в образовании меняется стремительно и при сохранении даже стартовой динамики очень скоро потребует согласованных решений упомянутых выше ведомств в области корректировки образовательных стандартов всех уровней, подходов и процедур в отношении оценки качества образования.
    Стоит также отметить, что ИИ в рассматриваемом документе определен, в первую очередь, как «комплекс технологических решений, имитирующий когнитивные функции человека», а нейротехнологии – как «технологии, которые используют или помогают понять работу мозга, мыслительные процессы, высшую нервную деятельность, в том числе технологии по усилению, улучшению работы мозга и психической деятельности». Такое смысловое разделение крайне важно с точки зрения методологии оценки перспектив использования этих ресурсов в образовании. По нашему мнению, имитировать когнитивные функции человека невозможно корректно и эффективно, если мыслительные процессы, реализующие эти функции, воспринимаются потенциальными пользователями ИИ преимущественно как «черный ящик».

    Список использованной литературы

    1. Филиппова И.А. Правовое регулирование искусственного интеллекта. Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2020. 90 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2