ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Санкт-Петербургский подвижной музей наглядных учебных пособий: к истории педагогических институций

St. Petersburg Mobile Museum of Visual Teaching Aids: on History of Pedagogical Institutions



О.В. Селиванова
O.V. Selivanova
slolvl@yandex.ru
доцент кафедры педагогики профессионального образования, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат филологических наук
senior lecturer, the Department of Pedagogics of Professional Education, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Philology
Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • наглядное образование
  • наглядное пособие
  • история образования
  • Подвижной музей
  • учебное пособие
  • история педагогики
  • Keywords:

  • visual education
  • visual aids
  • history of education
  • Mobile Museum
  • teaching aid
  • history of pedagogy
  • В конце XIX – начале XX в. одной из институций, взявших на себя миссию массового культурного просвещения, стал Санкт-Петербургский Подвижной музей наглядных учебных пособий. Отчеты за 1901–1914 гг. раскрывают масштаб деятельности музея. Самым крупным и многофункциональным отделом музея был отдел выдачи наглядных пособий. В музее были организованы мастерские, в которых изготавливали наиболее востребованные учебные пособия по физике, химии, зоологии, технологии и т.д. Литературно-издательский отдел занимался составлением и изданием каталогов книг и наглядных пособий, а также выпуском журнала, посвященного библиографии и музеографии. При складе книг и учебных пособий, который первоначально распространял учебную литературу и коллекции, постепенно сложилась целая библиотека Подвижного музея. Сотрудники музея постоянно устраивали разнообразные просветительские акции: выездные выставки, демонстрационные лекции и педагогические курсы.

    At the end of the 19th – beginning of the 20th century St. Petersburg Mobile Museum of Visual Educational Aids was one of the institutions involved in mass cultural education. The reports for 1901 – 1914 reveal the scale of the museum’s activities. The visual aids department was the largest and the most multifunctional. The museum ran workshops to produce the most required teaching aids for physics, chemistry, zoology, technology, etc. The literature and publishing department carried out the compilation and publication of book catalogs and visual aids and published a magazine dedicated to bibliography and museum studies. On the basis of the warehouse of books and teaching aids that originally distributed educational literature and collections a whole library emerged. The museum staff constantly organized various educational events such as traveling exhibitions, demonstration lectures and pedagogical courses.

    Обзор статьи

    Музеи наглядных (или учебных пособий) получили широкое распространение в России в конце XIX в. в связи с развитием идей предметного обучения, а также в связи с резким возрастанием числа начальных школ, которым не хватало собственных средств для приобретения наглядных пособий и другого учебного оборудования. В целом такие музеи имели педагогический профиль, поскольку основу их фондов составляли коллекции, модели, приборы, инструменты, используемые в учебном процессе. Подвижные музеи часть своих собраний выдавали во временное пользование учебным заведениям и просветительским организациям, как правило, на условиях абонемента .
    Санкт-Петербургский Подвижной музей учебных пособий был первым и одним из наиболее крупных и известных музеев подобного рода. Он был организован в 1892 г. по инициативе учителей, которые своими силами собрали первоначальные коллекции (гербарии, минералы, проекционные фонари с картинами, иллюстрации и под.), чтобы пользоваться ими по принципу взаимного обмена. На первых порах музей снимал комнату в частной библиотеке Н.А. Рубакина . Постепенно разрастаясь и занимая все больше и больше места, в 1902 г. музей переехал в двухэтажное здание при Лиговском народном доме (ул. Прилукская, д. 10), специально отстроенное под нужды музея и безвозмездно пожертвованное ему графиней С.В. Паниной . При строительстве было предусмотрено помещение под обсерваторию. Для обустройства обсерватории музей заказал в Германии необходимое астрономическое оборудование. После его доставки и установки в Лиговском народном доме заработала первая в России общедоступная обсерватория.
    Идея создания Подвижного музея была встречена с большим энтузиазмом как дарителями различных коллекций, так и возможными посетителями. Через год после начала работы встал вопрос об официальном юридическом статусе музея, поскольку его предполагалось открыть для всеобщего пользования. С одной стороны, можно было сформировать самостоятельное учреждение с собственным уставом, с другой – присоединиться к уже существующему обществу. Члены музея остановились на втором варианте, и с осени 1894 г. официальным патроном музея стала Постоянная комиссия по техническому образованию Императорского Русского технического общества. С этого момента музей начал вести свою деятельность в качестве общественного учреждения, доступного не только членам основавшего его кружка, но и всем желающим [5, с. 2].
    Из «Правил пользования коллекциями и пособиями Подвижного музея» можно узнать, что свои экспонаты музей выдавал во временное пользование частным лицам, учебным заведениям и другим учреждениям .

    Список использованной литературы

    1. Корольков Н.М. Краткий обзор деятельности Постоянной комиссии по техническому образованию (IX отдела Императорского Русского технического общества): по поводу XXV-летия деятельности АГ. Неболсина как ее председателя, совпадающего с XL-летием как члена общества и L-летием его государственной службы. СПб., 1912.
    2. Котомина А. Световые и теневые картины и «искусство проекции» в России конца XIX – начала XX века // Киноведческие записки: историко-теоретический журнал. 2012. № 99. С. 135–170.
    3. Медынский Е.Н. Внешкольное образование и его значение, организация и техника. М., 1916.
    4. Новорусский М.В. Подвижной музей учебных пособий при Постоянной комиссии по техническому образованию Императорского Русского технического общества, 1895–1910 гг.: Кто пользуется музеем. СПб., 1910.
    5. Страхова М.И. Подвижной музей наглядных учебных пособий в Петербурге: очерк. СПб., 1902.
    6. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике. М., 2001.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2