ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Управление организацией на основе цифровых инструментов менеджмента

Management of an Organization Based on Digital Management Tools



А.В. Кучумов
И.В. Богров
A.V. Kuchumov
I.V. Bogrov
arturspb1@yandex.ru
iv.bogrov@gmail.com
доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, доцент, кандидат экономических наук
аспирант кафедры управления социально-экономическими системами, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Associate Professor, the Department of Economics and Management in Service, Saint-Petersburg State University of Economics, Associate Professor, Ph.D. in Economics
Ph.D. student, the Department of Management of Social and Economic Systems, Saint-Petersburg University of Management Technologies and Economics
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • управление предприятием
  • цифровые инструменты
  • цифровой менеджмент
  • digital-менеджмент
  • цифровизация
  • Keywords:

  • enterprise management
  • digital tools
  • digital management
  • digital management
  • digitalization
  • В статье рассмотрены особенности цифрового менеджмента как основы цифровой трансформации организации, проанализированы составляющие эффективной цифровой базы предприятия. Представлен анализ этапов успешного перехода организации в цифровой формат. Отражена роль каждого из этапов в эффективной трансформации. Раскрыты возможности управления организацией на основе цифровых инструментов, а также приведены примеры инноваций, которые могут быть использованы в соответствии с задачами компании.

    The article discusses specific features of digital management as the basis for the digital transformation of an organization and analyzes the components of an effective digital database of an enterprise. The paper provides analysis of different stages of an organization’s successful transition to a digital format. It also lays enough emphasis the role of each stage in effective transformation. The study depicts opportunities of managing an organization on the basis of digital tools and presents examples of innovations that can be implemented in accordance with the company’s objectives.

    Обзор статьи

    В настоящее время уровень развития предпринимательского рынка предусматривает особое значение стратегического планирования, которое составляет основы управления, алгоритмы принятия решений, использование эффективных инструментов и методов, упрощающих организацию процессов производства и закрепление результатов деятельности организации. Эффективность управления компанией может измеряться достигнутым уровнем цифровизации внутренних процессов и инновационностью используемых инструментов. Современный цифровой менеджмент тесно связан с цифровой экономикой. Цифровой менеджмент – это менеджмент, построенный на инструментарии цифровой экономики, которая основана на инновационной части информационных технологий . Таким образом, инновационность информационных технологий, используемых в деятельности организации, определяется полезностью их свойств. Возможности автоматизировать процессы, оптимизировать ресурсы, улучшить коммуникацию между отделами, довести информацию о продукте до потребителя являются базовыми целями перевода сферы управления предприятием в цифровой формат.
    Важно заметить, что проблема цифровизации систем управления организацией и использования доступности существующих на данный момент инструментов, разработанных для соответствующих целей изучена в недостаточной степени. Многие исследователи, которые рассматривают в своих работах основы цифрового менеджмента, инструментария и преимущества современных технологии в реализации механизма управления компанией, опираются на практическую сферу, анализируют и систематизируют конкретные программы и их функционал. В настоящее время количество трудов, которые отражали бы анализ теоретической базы и отдельных вопросов, играющих важную роль в понимании особенностей внедрения цифровых технологий в деятельность фирмы представлены в недостаточном количестве. Однако, именно на таких теоретических основах держится и в последствии развивается система принятия решений по внедрению инноваций в организациях для совершенствования внутренних производственных процессов, реорганизации, контроллинга, реструктуризации системных элементов для достижения наилучших результатов. В процессе работы удалось выделить основные труды по исследованию теоретических основ построения эффективного цифрового менеджмента в организации. Например, в работе Е.Г. Калязиной отмечается, что успешный цифровой менеджмент в новых условиях возможен при консолидации фундаментальных устоев и новых технологических достижений для решения управленческих задач, раскрывается проблема невозможности использования чужого опыта внедрения цифровых технологий в деятельность компании, так как структура каждой фирмы уникальна и требует создания условий для адаптации, внедрения и моделирования возможностей применения технологии за счет особой внутренней среды и рынка, закономерностей функционирования элементов системы и многого другого [5]. Другим важным примером теоретического исследования можно считать работу Л.С. Валинуровой и Н.З. Мазура, где рассматривается понимание термина «цифровизация», в том числе в экономике, изучаются категории цифрового инструментария в бизнес-среде в соответствии с его функциональными возможностями, судя по степени цифровой трансформации и распределению их по уровням прогрессивности организации [2].

    Список использованной литературы

    1. Вакорин М.П., Хворостина В.В. Цифровой менеджмент в управлении проектами // Молодой ученый. 2023. № 9 (456). С. 16–18. URL: https://moluch.ru/archive/456/100370/ (дата обращения: 15.03.2024).
    2. Валинурова Л.С., Мазур Н.З. Цифровой инструментарий управления предприятиями // Инновации и инвестиции. 2023. № 6. С. 459–462. URL: https://innovazia.ru/upload/iblock/0bf/22hilj5zpxo0oj5ekx6cz03z83980e61/№6%202023%20ИиИ.pdf (дата обращения: 17.03.2024).
    3. Кожевникова М.К., Маркова, Н.И., Маврина, И.Н. Цифровизация процессов реализации инвестиционно-строительных проектов // Научные труды ВЭО России. 2022. Т. 233. № 1. С. 211–230. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_48615124_50395028.pdf (дата обращения: 15.03.2024).
    4. Комиссарова Е.Р. Цифровой менеджмент как инновационный подход в управлении строительными проектами // Экономические исследования: Менеджмент. 2024. URL: https://myeconomix.ru/menedzhment/tsifrovoy-menedzhment-kak-innovatsionnyy-podkhod-v-upravlenii-stroitelnymi-proektami/ (дата обращения: 17.03.2024).
    5. Калязина Е.Г. Методологические основы цифрового менеджмента // Лидерство и менеджмент. 2023. Т. 10. № 4. С. 1125–1142. URL: https://1economic.ru/lib/119562?ysclid=lvwa30zedp119842518 (дата обращения: 15.03.2024).
    6. Ларионов В.Г., Шереметьева Е.Н., Баринова Е.П. Цифровая стратегия предприятия: реалии и возможности трансформации // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2023. № 1. С. 7–12. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_50441637_52649972.pdf (дата обращения: 17.03.2024).
    7. Пожарицкая И.М. Цифровой менеджмент: концепция или инструментарий? // Baikal Research Journal. 2021. Т. 12. № 2. С. 12–19. URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=24533 (дата обращения: 15.03.2024).
    8. Яворский Н.К. Цифровые технологии в системе управления персоналом // Молодой ученый. 2020. № 19 (309). С. 260–262. URL: https://moluch.ru/archive/309/69896/?ysclid=ltvnuxnro0802673793 (дата обращения: 17.03.2024).
    9. Gorovik A., Лазарева М. Цифровизация и цифровой менеджмент в современном управлении // Потомки Аль-Фаргани. 2023. № 1(4). С. 75–81. URL: https://al-fargoniy.uz/index.php/journal/article/view/162 (дата обращения: 15.03.2024).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2