ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Приоритизация S-фактора при внедрении стратегии устойчивого развития в компаниях

Prioritarization of S-Factor when Implementing Sustainable Development Strategy in Business



В.В. Кулибанова
Э.П. Литвинова
V.V. Kulibanova
E.P. Litvinova
valerykul@mail.ru
elina_litvinova@mail.ru
главный научный сотрудник ИПРЭ РАН, профессор кафедры «Прикладная экономика», Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), доктор экономических наук, доцент
аспирант кафедры Международного бизнеса, Санкт-Петербургский государственный экономический университет
chief researcher, the Institute of Regional Economy Problems, professor, the Department of Applied Economics, St. Petersburg Electrotechnical University, Doctor of Economics, associate professor
post-graduate student, the Department of International Business, St. Petersburg State University of Economics
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • корпоративная социальная ответственность
  • ESG-повестка
  • социальный фактор
  • корпоративная культура
  • репутация
  • Keywords:

  • corporate social responsibility
  • ESG agenda
  • social factor
  • corporate culture
  • reputation
  • В условиях нестабильности значительную роль приобретает социальное направление проектов в области ESG, поскольку ответственное отношение к персоналу, клиентам, местным сообществам и другим заинтересованным сторонам способствует улучшению деловой репутации, что в дальнейшем сказывается на инвестиционной привлекательности компаний. В данном исследовании нами была сформулирована модель реализации социальных проектов с выделением ключевых элементов, а также был проведен анализ нефинансовой отчетности крупных российских компаний с целью подтверждения теоретической модели. В модели нами были выделены 2 направления, по которым компания проводит социальную политику, – работа с персоналом и работа с внешними субъектами, а также отдельно отмечен элемент корпоративной культуры.

    The social orientation of ESG projects is gaining importance under instability as the responsibility towards personnel, customers, local communities and other interested parties contributes to better business reputation, which affects the attractiveness of business for investors. We introduce a modal of social projects implementation and distinguish its key elements; we also carry out the analysis of non-financial reports of big Russian businesses to prove the theoretical model. The model in question contains two directions of business social policy, namely work with the personnel and external subjects, the corporate culture is also mentioned.

    Обзор статьи

    Актуальность темы исследования объясняется ростом значимости социального направления ESG-стратегий компаний ввиду нестабильности экономической ситуации последних 5 лет. Многие ученые, занимающиеся вопросами устойчивого развития, пришли к выводу, что компании постепенно уделяют большее внимание социальным проектам и благотворительности, поскольку это в среднесрочной перспективе может отразиться на имидже компании и ее инвестиционной привлекательности, а также заинтересованности потребителей.
    В нашем исследовании мы оформили логическую модель того, как компания работает с социальной повесткой. Социальные проекты нами были разделены на 2 большие категории: проекты, направленные на людей внутри компании (сотрудники), и проекты, направленные на людей за пределами компании. Также отдельно мы акцентировали внимание на роли корпоративной культуры в данном процессе. Нами также были проанализированы нефинансовые отчеты пяти крупных российских компаний из разных отраслей с целью подтверждения нашей теоретической модели. Мы убедились, что компании действительно выделяют 2 указанных выше направления, а также отметили отличие социальных проектов внешней направленности, связанное со спецификой отрасли.

    Список использованной литературы

    1. Бабкин А.В., Мерзликина Г.С. Архитектура гудвилла в рамках концепции устойчивого развития и ESG-повестки // π-Economy. 2023. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arhitektura-gudvilla-v-ramkah-kontseptsii-ustoychivogo-razvitiya-i-esg-povestki (дата обращения: 11.03.2024).
    2. Беляева И.Ю., Козлова Н.П., Данилова О.В. ESG-факторы как инструмент формирования деловой репутации // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2021. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esg-faktory-kak-instrument-formirovaniya-delovoy-reputatsii (дата обращения: 11.03.2024).
    3. Жукова Т.Н. Взаимодействие организации с заинтересованными сторонами: маркетинговый подход // Практический маркетинг. 2017. № 5 (243). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-organizatsii-s-zainteresovannymi-storonami-marketingovyy-podhod (дата обращения: 11.03.2024).
    4. Мацько В.В. ESG-позиционирование как устойчивый подход к повышению узнаваемости бренда // Вестник СИБИТа. 2022. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esg-pozitsionirovanie-kak-ustoychivyy-podhod-k-povysheniyu-uznavaemosti-brenda (дата обращения: 11.03.2024).
    5. Пак Х.С., Кулибанова В.В., Литвинова Э.П. Корпоративная социальная ответственность и ESG-инвестирование: общие характеристики и различия концепций // Транспортное дело России. 2023. № 4 (167). С. 39–42. DOI 10.52375/20728689_2023_4_39.
    6. Тимофеева А.Г. Обучение и развитие персонала как условие успешной ESG-трансформациии российских банков // Московский экономический журнал. 2022. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-i-razvitie-personala-kak-uslovie-uspeshnoy-esg-transformatsiii-rossiyskih-bankov (дата обращения: 11.03.2024).
    7. Шишова Ж.А. Возрастание роли социального фактора в рамках применения концепции ESG в кризисных условиях. // Государственная служба. 2022. № 4 (138). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastanie-roli-sotsialnogo-faktora-v-ramkah-primeneniya-kontseptsii-esg-v-krizisnyh-usloviyah (дата обращения: 11.03.2024).
    8. Almeida M.d.G.M.C., Coelho A.F.M. The Antecedents of Corporate Reputation and Image and Their Impacts on Employee Commitment and Performance: The Moderating Role of CSR // Corp Reputation Rev. 2019. № 22. URL: https://doi.org/10.1057/s41299-018-0053-8 (дата обращения: 11.03.2024).
    9. Bai Fuping, Shang Mengting, Huang Yujie. Corporate culture and ESG performance: Empirical evidence from China // Journal of Cleaner Production. 2024. № 437. URL: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2024.140732 (дата обращения: 11.03.2024).
    10. Dengjia Li, Chaoqun Ma, Jinglan Yang, Hao Li. ESG performance and corporate fraud // Finance Research Letters. 2024. № 62 (B). URL: https://doi.org/10.1016/j.frl.2024.105212 (дата обращения: 11.03.2024).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2