ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Формирование системы оценки кадрового потенциала в образовательных учреждениях

Formation of System of Workforce Potential Assessment in Educational Institutions



Д.Ю. Воронова
Е.К. Спекова
D.Yu. Voronova
E.K. Spekova
d.y.voronova@mail.ru
romashechka16@mail.ru
декан факультета менеджмента, социальной работы и туризма, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук, доцент
учитель географии, Государственное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 529 имени героя России Д.А. Опарина»
Dean, the Faculty of Management, Social Work and Tourism, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics, associate professor
geography teacher, D. Oparin secondary school No. 529
Гатчина
Петергоф
Gatchina
Peterhof

Ключевые слова:

  • образование
  • кадровый потенциал
  • оценка кадрового потенциала
  • система оценки кадрового потенциала
  • Keywords:

  • education
  • workforce potential
  • workforce potential assessment
  • system of workforce capacity assessment
  • В статье выявлена роль кадрового потенциала педагога как важного фактора развития системы образования, а также необходимость формирования результативной и прозрачной системы оценки кадрового потенциала образовательных учреждений, определяющей направления и программы его развития. В основе формирования данной системы положен системный подход, в частности, «модель черного ящика», включающая такие элементы, как «выход», «вход», «внешняя среда», «процесс», «обратная связь», а также метод декомпозиции. Используя методологию системного подхода, были выделены и охарактеризованы основные элементы системы оценки кадрового потенциала образовательного учреждения: субъект, объект, цели, критерии и шкалы, подходы, методы и средства оценки. Предложен алгоритм формирования системы оценки кадрового потенциала образовательного учреждения, позволяющий на основе анализа отклонений фактических значений выбранных параметров от плановых обнаружить и установить проблемы, мешающие достижению целей образовательной организации, а также выработать решения, направленные на развитие кадрового потенциала в стратегическом аспекте. Кроме этого, в статье обозначены проблемы формирования системы оценки кадрового потенциала образовательного учреждения и условия для ее качественной и эффективной реализации.

    We reveal the role of teacher’s potential as an important factor for the educational system development. We also substantiate the need to create an effective and transparent system to assess the workforce potential at educational institutions that will determine the directions and programs of its development. The system should be based on the system approach, in particular, the black box model consisting of such elements as "output", "input", "external environment", "process", "feedback", as well as the decomposition method. Relying on the system approach, we identify and characterize the key elements of the system of assessing the workforce potential at an educational institution, namely subject, object, goals, criteria and scales, approaches, methods and evaluation tools. We introduce an algorithm for making the system in question that enables to detect and identify problems that hinder the development of an educational organization by comparing the targeted and actual parameters and to find solutions aimed at the strategic development of the human resources. We also identify the problems of forming a system to assess the human resources potential at an educational institution as well as the conditions for its effective implementation.

    Обзор статьи

    Введение
    Успешное развитие любой организации зависит от эффективности использования ее кадров. Это касается любой сферы общественных отношений, включая образовательную. В системе образования кадровые ресурсы играют, безусловно, ключевую роль. В быстро меняющейся внешней среде к профессиональной компетентности педагогов предъявляются все большие требования. От возможности реализовать и повысить потенциал педагогов зависят в конечном итоге результаты обучения в образовательном учреждении и развитие отечественной экономики [2].
    Вопросам оценки кадрового потенциала посвящены работы следующих авторов: В.Я. Афанасьева, Б.М. Генкина, М.В. Грачева, А.Я. Кибанова, И.К. Корнева, И.Л. Литвинова и др.
    Изучению проблем оценки кадрового потенциала образовательных учреждений посвящены труды таких ученых, как: Н.В. Антонова, Л.М. Базавлуцкой, Е.А. Гнатышиной, Л.М. Звезды, Д.Н. Корнеева, Н.Ю. Корнеевой, А.А. Барабас, П.Г. Рябчук, К.А. Федоровой, М.С. Каданцевой, Е.И. Чучкаловой, Г.С. Султанова, Л.Х. Джабраиловой, А.А. Попановой и др.
    В анализируемых публикациях обозначена важная роль кадрового потенциала в развитии образования, особенности и проблемы его оценки в условиях динамичной и неопределенной внешней среды. Несмотря на актуальность темы статьи, количество научных работ, посвященных формированию системы оценки кадрового потенциала образовательной организации, ограничено. Проведение дополнительных исследований в области данной проблематики очевидно.
    В нашей стране в последнее время активным образом формируется Единая система оценки качества образования, включающая в себя ряд оценочных процедур, основанных на отечественных и мировых стандартах [1]. Основой повышения качества образования является кадровый потенциал педагога, в связи с этим возрастает роль его оценки, позволяющей выработать решения по его развитию и отследить их эффективность, составить и реализовать программы обучения.
    В зависимости от целей должна быть сформирована прозрачная и результативная система оценки кадрового потенциала конкретной образовательной организации с набором критериев, параметров и методов, позволяющая сформировать положительный имидж в обществе и определить пути своего развития на основе социального заказа и внутренних возможностей.
    Целью статьи является формирование системы оценки кадрового потенциала образовательного учреждения.
    Методы и материалы
    Кадровый потенциал является комплексным понятием, анализ которого был проведен ранее авторами в работе [8]. Он включает знания, умения и навыки, личностные качества, способности, склонности и др. качественные и количественные характеристики работников, которые они могут реализовать для достижения организационных и личных целей. Очевидно, что для оценки кадрового потенциала необходим системный подход, предполагающий исследование объекта как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом элементов, и формирование соответствующей оценочной системы. Сформированная система должна быть направлена на получение адекватных и реальных результатов, направленных на принятие эффективных решений по развитию кадрового потенциала.

    Список использованной литературы

    1. Барабас А.А. Организационно-педагогические условиях развития готовности учителей общеобразовательных организаций к проектированию внутренней системы оценки качества образования // Мир, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С. 191–194.
    2. Воронова Д.Ю. Разработка системы управления развитием кадрового потенциала в условиях цифровой трансформации образования // Финансовая экономика. 2023. № 5. С. 149–154.
    3. Каданцева М.С. Методические подходы к оценке кадрового потенциала предприятия // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 8. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/08/84254 (дата обращения: 01.04.2024).
    4. Кондаурова А.А. Методы оценки кадрового потенциала // Сборник научных трудов XI Междунар. науч.- практ. конф. М.–Новосибирск: НГПУ, 2015. С. 199–201.
    5. Меркулов А.Б. Управление кадровым потенциалом в системе образования // Образовательная среда сегодня: теория и практика. 2017. С. 325–329.
    6. Никитенкова О.В. Комплексный подход к оценке кадрового потенциала организации посредством внедрения универсальной системы показателей // Творческое наследие А.С. Посникова и современность. 2016. № 9. С. 86–92.
    7. Рябчук П.Г., Федорова К.А., Апухтин А.С., Плужникова И.И. Анализ современных методик оценки кадрового потенциала // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2019. № 9 (103).
    8. Спекова Е.К. Исследование кадрового потенциала общеобразовательных учреждений города Санкт-Петербурга // Новеллы права, экономики и управления – 2022: в 2 т.: сб. науч. трудов по материалам VIII Междунар. науч.-практ. конф. (г. Гатчина, 25 ноября 2022 г.) / отв. ред. О.В. Заборовская [и др.]. Т. 2. Трибуна молодого ученого. Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2023. С. 526–529.
    9. Султанов Г.С., Джабраилова Л.Х., Попанова А.А. Современные методы оценки и характеристики формирования кадрового потенциала организации // Экономика труда. 2021. № 12. С. 140–149.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2