ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Некоторые особенности финансовой политики компаний-операторов российского рынка услуг мобильной связи

On Some Financial Policy Features within Russian Mobile Communication Services Operating Companies



А.И. Сорокин
A.I. Sorokin
Sorok51@yandex.ru
доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг», Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, кандидат экономических наук, доцент
Associate Professor, the Department of Management and Marketing, Emperor Aleksander I, Saint-Petersburg State Transport University, Ph.D. in Economics, Associate Professor
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • компании рынка мобильной связи
  • структура капитала
  • коэффициенты финансового левериджа
  • норма операционной прибыли
  • рентабельность собственного капитала
  • платежеспособный спрос потребителей
  • Keywords:

  • mobile communication market companies
  • capital structure
  • financial leverage ratios
  • operating profit margin
  • return on equity
  • effective consumer demand
  • Сфера бизнеса мобильной связи интересна несколькими обстоятельствами. Во-первых, данный сегмент бизнеса представлен частными, негосударственными компаниями, во-вторых, данный бизнес порожден современными технологиями, Он на них опирается и их использует. В-третьих, в этой отрасли занята значительная часть трудоспособного и квалифицированного населения страны. И, наконец, данная сфера остается устойчиво прибыльной, что немаловажно для государства с точки зрения налоговых поступлений. С учетом этого, анализ состояния рынка услуг мобильной связи, напоминающего классическую олигополию, возможен через изучение текущего положения компаний, чьи результаты деятельности являются индикаторами перспектив дальнейшего развития данной сферы бизнеса. Этот процесс включает в себя обзор результатов текущей операционной, и финансовой политики компаний данной отрасли бизнеса, а также рисков, с ней связанных.

    The mobile communications business area is an interesting domain for several reasons. Firstly, this business segment is represented by private, non-state companies, and secondly, the business is generated by modern technologies and it both relies on and uses them. Thirdly, the business employs a significant part of the working and qualified population of the country. And finally, this area remains consistently profitable, which is of importance for the state in terms of tax revenues. With this in mind, the analysis of the state of the mobile communication services market, which resembles a classic oligopoly, is possible through the study of the current situation of companies whose operating results are indicators of the prospects for further development of this business area. This process includes a review of the results of the current operational and financial policies of companies in this business sector, as well as the associated risks.

    Обзор статьи

    На сегодняшний день российский рынок телекоммуникационных услуг представляет собой сферу деятельности, которая на протяжении последних лет динамично развивалась, являясь прибыльной для всех операторов мобильной связи. Сегодня на рынке функционирует несколько крупных операторов мобильной связи, среди которых безусловные лидеры так называемая большая тройка: МТС, «МегаФон» и «Билайн». Они предлагают широкий спектр услуг, включая передачу данных, голосовую связь, смс-сообщения, а также доступ в Интернет. Ограниченное число участников данного рынка не отменяет конкуренцию, и компании-операторы вступают в постоянную борьбу за клиентов, предлагая новые тарифные планы, услуги и современные технологии.
    Методологической базой исследования служат теоретические подходы к решению данных проблем и рекомендации, разработанные на их основе ведущими зарубежными исследователями и отечественными специалистами. Как подчеркивают зарубежные авторы: «Анализ финансовых коэффициентов и показателей представляет собой прекрасный инструмент для обеспечения особенно важного представления о финансовом состоянии компании и будущих конкурентных перспективах. Коэффициенты позволяют аналитику оценить текущую производительность, проанализировать деловые тенденции, оценить деловые стратегии и пронаблюдать за прогрессом» [2, с. 472].
    Практическими инструментами и приемами исследования в работе являются:
    - экономико-статистический анализ;
    - выявление, сопоставление и обобщение характера деятельности и конкурентных преимуществ компаний, а также классический анализ финансовых результатов и финансового положения компаний на основе представленной ими отчетности.
    Компания АОЗТ «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) была создана и зарегистрирована в Москве в форме акционерного общества закрытого типа 28 октября 1993 г. В её состав вошли МГТС, «Deutsche Telekom» (в лице подразделения «DT Mobile»), «Siemens» и ещё несколько российских акционеров. Российской стороне в МТС принадлежало 53% акций созданной компании, двум немецким компаниям – 47%. В июле 1994 г. компания начала коммерческую деятельность в московском регионе в стандарте GSM-900. В 1996 г. российские акционеры МТС реализовали акции компании ПАО АФК «Система» и DeTeMobile («дочке» Deutsche Telekom).
    С 1997 г. МТС начала активное расширение в регионы России. Весной 2000 г. в результате слияния ЗАО «МТС» и ЗАО «РТК» было образовано ОАО «Мобильные ТелеСистемы», акции которого уже к середине года стали в виде американских депозитарных расписок (ADR) котироваться на Нью-Йоркской фондовой бирже. Основной владелец компании – российский холдинг АФК «Система», эффективная доля которого по состоянию на март 2022 г. составляла в ПАО «МТС» 49,94%. До июля 2022 г. 42,2% акций МТС находились в свободном обращении на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) и ММВБ, включая 18,2% акций ПАО «МТС» и ADR на 24% акций компании. Торги ADR МТС на американской бирже были приостановлены с 28 февраля 2022 г. 9 июня 2022 г. МТС направила в банк-депозитарий JPMorgan Chase заявление о прекращении с 13 июля депозитарного соглашения в рамках ADR-программы. 23 августа 2022 г. NYSE исключила ADR МТС из котировального списка, таким образом, завершив делистинг компании.

    Список использованной литературы

    1. Ван Хорн Д.К., Вахович мл. Д.М. Основы финансового менеджмента. 12-е изд. М.: Вильямс, 2016. 1232 с.
    2. Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного рынка. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 541 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2