ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Роль научно-образовательных корпораций в современной системе образования

Role of Research and Educational Corporations in Modern System of Education



Т.Б. Фейлинг
Е.К. Торосян
М.В. Пантелеев
T.B. Feiling
E.K. Torosyan
M.V. Panteleev
feiling@mail.ru
etorosyan@mail.ru
mikhailvups@yandex.ru
доцент Института морского права, экономики и управления, Российский государственный гидрометеорологический университет, кандидат педагогических наук
ординарный доцент факультета технологического менеджмента и инноваций, Национальный исследовательский университет ИТМО, кандидат экономических наук
аспирант факультета инфокоммуникационных технологий, Национальный исследовательский университет ИТМО
senior lecturer, the Institute of Naval Law, Economics and Management, Russian State Hydrometeorological University, PhD in Pedagogics
assistant professor, the Faculty of Technological Management and Innovations, ITMO University, PhD in Economics
post-graduate student, the Faculty of IT, ITMO University
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • образовательные корпорации
  • инновационная деятельность
  • корпоративная культура
  • образовательные методики и технологии
  • дополнительное образование
  • кластер EdTech
  • Keywords:

  • educational corporations
  • innovative activities
  • corporate culture
  • educational methods and techniques
  • further education
  • EdTech cluster
  • В статье рассматривается суть современных образовательных решений, способных повлиять на устойчивое развитие экономики и общества в целом. Авторами статьи предпринята попытка проанализировать сущность образовательных корпораций как особого варианта экономической системы, функционирующей в условиях инновационной экономики, выделить особенности и условия ее функционирования. Также уточнено влияние корпоративной культуры как компонента коммерциализации университета.

    We consider the essence of modern educational solutions capable of affecting the sustainable development of economy as well as the society as a whole. We make an attempt to analyze the essence of educational corporations as a specific variation of economic system under innovative economy and reveal its characteristics and conditions. We specify the influence of corporate culture as a component of university commercialization.

    Обзор статьи

    В условиях высокой неопределенности и постоянных изменений в мире сфера образования несет определенную ответственность за совершенствование и развитие социально-экономической устойчивости общества. В связи с этим идет интенсивный поиск сбалансированных решений, способных повлиять на устойчивое развитие экономики и общества в целом.
    Большое будущее видится за развитием образовательных корпораций, представляющих особый вариант экономической системы, функционирующей в условиях инновационной экономики и преобразующей научно-образовательные ресурсы в факторы единого научно-образовательного процесса с целью формирования результата, способного конкурировать на рынке 4.
    На настоящее время нет устойчивого и однозначного понятия «образовательная корпорация». Так, группа исследователей, среди которых А.А. Поляков и А.В. Соломатин, И.В. Андронова и др., рассматривает образовательную корпорацию как комплексную образовательную систему, объединяющую в себе функции высшего образования, научно-исследовательской деятельности и инновационного производства. Е.А. Максимова предлагает следующее определение – это образовательные корпорации, в состав которых входят высшие учебные заведения, колледжи и другие образовательные организации, не ограниченные территориально. Такие корпорации создаются с целью повышения эффективности образовательного процесса, развития науки и инноваций, а также повышения конкурентоспособности образовательных организаций 1.
    Зарубежные авторы предлагают свое понимание образовательной корпорации, считая, что это компании, занимающиеся образовательными технологиями, такие как платформы, предоставляющие цифровые образовательные услуги (EdTech).
    В России кластер EdTech представлен такими платформами, как «Skillbox Holding Limited», «Нетология», «Сберобразование», «Ultimate Education», «MAXIMUM Education», «Умскул», «Алгоритмика», а также технологической компанией «VK» и институтами развития – Фонд «Сколково», «ВЭБ.РФ», «ВЭБ венчурс» и ИД «Просвещение».
    Несмотря на различие в подходах к дефиниции «образовательная корпорация» большинство авторов отмечает отличительную черту, связанную с гибкостью и оперативностью реагирования на изменения в обществе и рынке труда.
    Развитие образовательных корпораций в России набирает обороты, так как имеет ряд неоспоримых преимуществ и особенностей. Одним из важнейших преимуществ является расширение спектра образовательных программ, предлагаемых студентам и востребованных работодателями. Особенность таких программ заключается в обогащении их практическим опытом в совокупности с передовыми технологиями и методиками обучения. Рассмотрим отдельные методы и технологии, применяемые современными образовательными организациями.

    Список использованной литературы

    1. Максимова Е.А. Концепция развития профессионального образования в России при смене научно-технологических укладов: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Саратов, 2021. 39 с.
    2. Михедова Л. Образовательная корпорация «Синергия» планирует выйти на IPO до 2027 года // Ведомости. 2024. 29 января. URL: https://www.vedomosti.ru/investments/articles/2024/01/29/1017176-obrazovatelnaya-korporatsiya-sinergiya-planiruet-viiti-na-ipo (дата обращения: 23.02.2024).
    3. Петрова Г.И. Современный университет как корпорация: новая роль традиционной корпоративности // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 22(2). С. 25–33.
    4. Поляков А.А., Соломатин А.В. Научно-образовательные корпорации как альтернатива вузам в новой экономике // Вестник университета. 2012. № 7. С. 17–25.
    5. Сергеева М.Г. Проектирование образовательной траектории обучающихся в условиях социокультурной образовательной среды // Научное образование. 2019. № 1(2). С. 6–14.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2