ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Государственная политика регулирования беспилотного транспорта – транспортно-логистическая сфера в новых технологических и правовых аспектах

State Policy of Regulating Unmanned Transport – Transport and Logistics Sphere in New Technological and Legal Environment



В.В. Слесарев
V.V. Slesarev
slesarev.v@unecon.ru
старший преподаватель кафедры таможенного дела, Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Senior Lecturer, the Department of Customs Law, Saint-Petersburg State University of Economics
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • цифровые технологии
  • государственная политика
  • транспортно-логистическая сфера
  • правовое регулирование
  • беспилотный транспорт
  • экспериментальный правовой режим
  • Keywords:

  • digital technologies
  • state policy
  • transport and logistics sector
  • legal regulation
  • unmanned transport
  • experimental legal regime
  • В статье рассматриваются вопросы государственной политики в становлении беспилотного транспорта, который может принести существенные изменения транспортно-логистической сферы. Непосредственно освещаются вопросы правового регулирования новых форм инновационной деятельности в плане обеспечения ускоренной апробации цифровых технологий, влияющие на рост эффективности сферы логистики. Исследуются конкретные формы реализации государственной политики России по правовой регламентации экспериментальных форм беспилотных транспортных систем и соответствующего обеспечения. Описываются правовые новации в виде экспериментального правового режима, а также осуществляемых и требуемых дополнений в свод законов, касающихся беспилотных транспортных средств и транспортно-логистической сферы.

    The article discusses issues of public policy in the development of unmanned transport, which might bring significant changes in the transport and logistics sector. Issues of legal regulation of new forms of innovative activity are directly covered in terms of ensuring accelerated testing of digital technologies. The study focuses on specific forms of implementation of Russian state policy on legal regulation of experimental forms of transport systems and related support. The author describes legal innovations in the form of an electronic legal regime, through ongoing and required additions to the code of laws regarding unmanned vehicles and the transport and logistics sector.

    Обзор статьи

    Логистика является одной из значимых отраслей мировой экономики, т.к. играет важную роль в обеспечении цепочек поставок (Supplychain), обеспечивая эффективную транспортировку и управление потоками товаров и услуг. Тем самым логистика, относимая к одному из основных видов деятельности любой компании как входящие и исходящие потоки (М. Портер), содействует созданию ценности (Valuechain) и обеспечивает эффективность и конкурентоспособность многих отраслей экономики.
    Мировой рынок непосредственно логистических услуг, по разным оценкам, насчитывал от 3,5 трлн $ до 8 трлн $ (10% мирового ВВП в 2019 г., до начала кризисов пандемии COVID (2020–2021) и военно-политических возмущений (2022–2023).
    Сфера логистики динамично развивается, являясь одной из быстро адаптируемых сфер к новой ситуации 2020-х по изменению ориентации товарных потоков на восток. При этом уровень логистических расходов России в сфере производственной деятельности является одним из самых высоких в мире: совокупные внутренние и внешние затраты на транспорт и логистику составляют 20% ВВП России, что говорит о значительном потенциале скрытых резервов.
    Прогнозируется, что к 2027 г. объём рынка логистики, поддерживаемый ростом международной торговли, развитием электронной коммерции и цифровизации экономики в целом, кратно увеличится до уровня 15 трлн $. Сфера логистики, включающая в себя различные отраслевые сегменты, такие как транспорт, складирование, управление цепями поставок и другие, также следует тренду цифровизации. Ключевым элементом логистики и переориентации поставок является транспортировка товаров – около 70% всех логистических издержек могут составлять транспортные и складские расходы, что требует внимания к возможному повышению эффективности в данных областях. Исходя из этого, представляются вызывающими особый интерес перспективы беспилотного транспорта как формирующегося компонента, с которым связывают прогнозы по увеличению эффективности и снижения себестоимости транспортно-логистических процессов.
    Целью исследования является определение перспектив развития транспортно-логистической сферы при правовом регулировании функционирования беспилотных транспортных систем, открывающих широкие перспективы.
    Перспективы беспилотных транспортных средств для сферы логистики
    Сфера перевозок грузов в России за последние 20 лет значительно не меняется как по общему объёму (около 8,8 млрд т), так и по структуре видов транспорта (около 70% – автомобили) [1].
    Беспилотный транспорт в грузовых перевозках в целом можно классифицировать по различным критериям. Основные виды грузового беспилотного транспорта по типу среды (поверхности) перемещения можно представить так:
    1. Сухопутные:
    ● беспилотные грузовые автомобили могут перемещать грузы по автодорогам без участия человека за рулём;
    ● беспилотные грузовые поезда (наземные, подземные) могут перемещать грузы по железнодорожным путям без необходимости присутствия машиниста.
    2. Воздушные:
    ● грузовые БПЛА (дроны и др.) перевозят грузы в отдалённые или труднодоступные для сухопутного транспорта места.
    3. Водные:
    ● беспилотные грузовые суда (надводные, подводные) перемещают грузы по водным маршрутам без экипажа.

    Список использованной литературы

    1. Власова Е.В. От инфраструктурных проектов к клиентоцентричности // Соискатель – приложение к журналу «Мир транспорта». 2022. № 1 (11). С. 87–91.
    2. Николаев С.В. Многоаспектность и системность цифровой трансформации: устойчивое развитие на примере транспортного комплекса // E-Management. 2023. Т. 6. № 3. С. 39–50. DOI 10.26425/2658-3445-2023-6-3-39-50.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2