ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Развитие технологий предоставления услуг в социальной сфере в условиях необходимости экономии бюджетных расходов

Development of Service Technologies in Social Sphere under Budget Savings



Н.В. Сипунова
N.V. Sipunova
Sipunova_nv@inbox.ru
доцент кафедры социальной работы, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук
senior lecturer, the Department of Social Work, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology
Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • технологии предоставления услуг
  • социальная сфера
  • цифровизация
  • бюджетные расходы
  • издержки
  • социальное картирование
  • Keywords:

  • service technologies
  • social sphere
  • digitalization
  • budget expenses
  • costs
  • social cards
  • Статья посвящена исследованию способов оптимизации бюджетных расходов путем снижения издержек при предоставлении социальных услуг. Определены наиболее перспективные технологии предоставления услуг в социальной сфере в условиях необходимости экономии расходов и снижения издержек. Комплексное внедрение технологий цифровизации, а также технологий «одного окна» и технологии социального картирования, в том числе в цифровой форме, позволит повысить эффективность предоставления услуг и будет способствовать более рациональному расходованию бюджетных ресурсов.

    The research is devoted to the ways of optimization of budgetary spending via cutting costs when rendering social services. We reveal the most promising service technologies in social sphere under budget savings and cost-cutting. A complex implementation of digital technologies as well as single window system and social cards, including digital ones, will increase service effectiveness and contribute to a more rational budget spending.

    Обзор статьи

    Социально-экономические и политические процессы, имеющие место в настоящий момент, определяют необходимость совершенствования государственной социальной политики, а также технологий, форм, методов социальной защиты, социального обслуживания, мер социальной поддержки граждан. Особое внимание уделяется вопросам социальной поддержки семьи, совершенствованию государственной социальной политики в отношении молодежи, поддержке пожилых граждан, повышению качества жизни населения. Социальные изменения влияют на рынок социальных услуг, предоставляемых как государством напрямую через государственные бюджетные социальные службы, так и организациями третьего сектора, действующими при активном государственном участии, осуществляемом посредством организационной, методической, методологической части, а также в экономический части, представленной как налоговыми льготами и преференциями для социально ориентированных некоммерческих организаций, так и различными инструментами финансирования социальных программ и проектов (гранты, субсидии, программы государственно-частного партнерства в социальной сфере и пр.).
    Основные задачи в области совершенствования технологий и форм предоставления социальных услуг населению определяются, в том числе, характером и динамикой социально-демографических процессов.
    Современные социально-демографические процессы в российском обществе характеризуются негативными тенденциями: рост продолжительности жизни в сочетании с падением рождаемости ведет к старению населения. По данным за 2023 год коэффициенты брачности и разводимости составили 7,2 и 4,7 соответственно, а коэффициент рождаемости снизился до рекордных 1,43, что свидетельствует об уязвимом состоянии института семьи и определяет необходимость совершенствования мер государственной поддержки.
    В связи с этим в настоящий момент представляется необходимым развивать сферу социального обслуживания, используя ее как эффективный инструмент решения задач увеличения рождаемости, повышения реальных доходов домохозяйств, роста продолжительности жизни и продления активного долголетия.
    Активная государственная поддержка института семьи предполагает не только расширение мер социальной защиты, но и формирование новых подходов к социальному обслуживанию, предусматривающих удовлетворение широкого круга потребностей современной семьи, а также профилактику социального неблагополучия. Комплексный подход в работе с молодежью также обусловливает как расширение перечня предоставляемых социальных услуг, так и общее увеличение числа охваченных социальным обслуживанием.
    В настоящее время на решение вопросов, связанных с социальной политикой, выделяется большой объем бюджетных ресурсов федерального центра, в 2023 г. расходы федерального бюджета на социальную политику превысили 7343 млрд руб., в том числе на 4,8% проиндексированы страховые пенсии для порядка 30 млн пенсионеров, более 3,5 трлн руб. было направлено на поддержку нуждающихся семей с детьми, более 16 млрд руб. – на оказание мер социальной поддержки для граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 22 лет. На региональном уровне реализуется комплекс дополнительных мероприятий, например, в Ленинградской области на решение социальных вопросов в 2023 г. выделено 29,6 млрд руб. из средств регионального бюджета.
    Эти данные демонстрируют возрастание финансовой нагрузки на бюджеты различных уровней и актуализируют вопросы, связанные с поиском методов и способов сокращения издержек при предоставлении социальных услуг, повышением их эффективности на основе внедрения новых технологий предоставления услуг.

    Список использованной литературы

    1. Кроливецкий Э.Н., Дуболазова Ю.А., Заборовский Д.А. Цифровизация услуг в социальной сфере: проблемы и перспективы // Экономические науки. 2022. № 209. С. 258–264. URL: https://ecsn.ru/wp-content/uploads/202204_258.pdf (дата обращения: 07.02.2024).
    2. Пыстогова Е.А. Факторы качества жизни населения регионов России: социальное картирование // Уровень жизни населения регионов России. 2016. № 3(201). С. 137–146. EDN XCGSM.
    3. Скалабан И.А. Социальное картирование как метод анализа социально-территориального пространства // Журнал исследований социальной политики. 2012. Т. 10. № 1. С. 61–78. EDN PAMOIFD.
    4. Шарлай В.В. Практика использования технологии социального картирования с семьями мобилизованных граждан // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-2. С. 399–401. EDN XZHHLA.
    5. Kelemen E., García-Llorente M., Pataki G., Martín-López B., Gómez-Baggethun E. Non-monetary techniques for the valuation of ecosystem service // Potschin M., Jax K. (eds): Open NESS Ecosystem Services Reference Book. EC FP7 Grant Agreement. 2016. no. 308428. URL: www.openness-project.eu/library/reference-book (дата обращения: 04.02.2024).
    6. Maes J., Teller A., Erhard M. (2013). Mapping and Assessment of Ecosystems and their Services. An analytical framework for ecosystem assessments under action 5 of the EU biodiversity strategy to 2020. Publications office of the European Union. Luxembourg. 2020.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2