ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Устойчивое развитие предприятий железнодорожного транспорта при переходе на сжиженный природный газ

Sustainable Development of Railway Transport Enterprises During the Transition to LNG



А.А. Медведева
А.А. Зайцев
A.A. Medvedeva
A.A. Zaitsev
medan.co@mail.ru
andrey_z7@mail.ru
аспирант Высшей инженерно-экономической школы, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
профессор Высшей инженерно-экономической школы, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», доктор экономических наук, доцент
Postgraduate student, the Higher School of Engineering and Economics, Peter the Great Saint-Petersburg Polytechnic University
Professor, the Higher School of Engineering and Economics, Peter the Great Saint-Petersburg Polytechnic University, Doctor of Economics
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • устойчивое развитие
  • концепция ESG
  • сжиженный природный газ
  • экономическое моделирование
  • экономическая эффективность
  • транспортная промышленность
  • газовая промышленность
  • Keywords:

  • sustainable development
  • ESG concept
  • liquefied natural gas
  • economic modeling
  • economic efficiency
  • transport industry
  • gas industry
  • Повышение энергетической эффективности промышленного сектора экономики России является актуальной темой на сегодняшний день, а также главным фактором достижения устойчивого развития предприятий. Проблема обновления подвижного железнодорожного транспорта стоит очень остро, необходимо либо обновлять полностью устаревающий и неэкологичный состав, либо разрабатывать проекты модернизации. В этом ракурсе модернизация тепловозов на СПГ в качестве моторного топлива очень перспективна. В работе представлены основные результаты разработанной технико-экономической модели переоборудования тепловоза на использование СПГ. В модели приняты определённые теоретические допущения, которые требуется уточнять при разработке практической модели реального локомотива. Результаты модели доказывают положительный экономический эффект, получение экономии на сокращении стоимости жизненного цикла локомотива и окупаемости понесенных затрат. Переход на СПГ будет способствовать достижению устойчивого развития транспортных предприятий, улучшая показатели декарбонизации промышленности.

    Increasing energy efficiency of the industrial sector of the Russian economy is a hot topic today, and also the main factor in achieving sustainable development of enterprises. The problem of renovating mobile railway transport is very acute; it is necessary either to update a totally obsolete and non-ecological train, or to develop modernization projects. From this perspective, the modernization of diesel locomotives using LNG as a motor fuel is very promising. The paper presents main results of the developed technical and economic model for the conversion of a diesel locomotive to use LNG. The model makes certain theoretical assumptions that need to be clarified when developing a practical model of a real locomotive. The results of the model prove a positive economic effect, obtaining savings from reducing the cost of the locomotive’s life cycle and recoupment of the costs incurred. The transition to LNG will contribute to achieving sustainable development of transport enterprises, improving the decarbonization of industry.

    Обзор статьи

    Повышение энергоэффективности отраслей промышленности является актуальным трендом устойчивого развития отраслей экономики. Научной предпосылкой данной статьи является проблематика устаревающей железнодорожной базы транспортных компаний и необходимость ее обновления, что влечет существенные экономические затраты. Актуальность работы заключается в разработке технико-экономической модели проекта переоборудования железнодорожного локомотива на использование СПГ в качестве моторного топлива и демонстрации экономической привлекательности данной модернизации.
    В статье рассмотрены основные результаты технико-экономического моделирования переоборудования локомотива, описаны основные исходные данные для проведения расчета, а также определены теоретические допущения, которые требуется корректировать при разработке практической модели модернизации конкретного локомотива. В работе делается акцент на положительном экологическом эффекте при переходе на СПГ, который позволит улучить показатели ESG-отчетности.
    По результатам моделирования получены положительные показатели экономической эффективности, доказывающие привлекательность идеи перехода локомотивов на СПГ, что формирует научную новизну работы и является вкладом автора в развитие темы устойчивого развития предприятий железнодорожного транспорта.
    В ходе проведения исследования были использованы следующие методы: дедукция, анализ, сравнение, статистические методы, экономическое моделирование, оценка чувствительности, которые позволили провести основные расчеты.
    Исследование позволило выявить направления дальнейшего научного исследования газовой промышленности, развитие которой возможно также на предприятиях железнодорожного транспорта.

    Список использованной литературы

    1. Авдокушин Е.Ф. Железнодорожный транспорт как фактор устойчивого развития в современных условиях // Вопросы новой экономики. 2022. № 2 (62). С. 5–12.
    2. Жогова Е.В., Зайцев А.А., Родионов Д.Г. Инструментальные методы оценки региональной промышленной политики // Российский экономический интернет-журнал. 2019. № 2. С. 35.
    3. Кичигин О.Э., Зайцев А.А., Дегтерева В.А., Путинцева Н.А. Промышленная политика. СПб., 2022.
    4. Макарова С.В., Панюшкина Е.В. Железнодорожный транспорт в тренде устойчивого развития // Актуальные вопросы инженерного предпринимательства в условиях Индустрии 4.0: сб. трудов студ. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. М.А. Дроздовой, О.Д. Покровской. М., 2023. С. 155–158.
    5. Никифорова В.А., Гаврилин И.И., Варданян М.А., Лапина С.Ф. Экологические инновации на железнодорожном транспорте в условиях устойчивого развития // Труды Братского государственного университета. Серия: Естественные и инженерные науки. 2022. Т. 1. С. 243–249.
    6. Родионов Д.Г., Зайцев А.А., Дмитриев Н.Д. Стресс-тестирование в промышленном производстве: моделирование барьера устойчивости // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 11-1. С. 119–130.
    7. Ромашев А.Н., Ромашева М.А. Расходы инфраструктуры железнодорожного транспорта как фактор устойчивого развития транспортной отрасли // Фундаментальные и прикладные вопросы транспорта. 2023. № 3 (10). С. 23–30.
    8. Чеченова Л.М. Траектория устойчивого развития железнодорожного транспорта за счет внедрения интеллектуальных технологий // Транспортное дело России. 2021. № 6. С. 76–80.
    9. Zaytsev A., Kozlov M., Kichigin O. Rental analysis of innovation component in resource productivity // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 2019.
    10. Zaytsev A., Dmitriev N., Rodionov D., Magradze T. Assessment of the innovative potential of alternative energy in the context of the transition to the circular economy // International Journal of Technology. 2021. Т. 12. № 7. С. 1328–1338.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2