ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Влияние экосистем на цифровую трансформацию экономики

Impact of Ecosystems on Digital Transformation of Economy



В.В. Макаров
Е.В. Павлова
V.V. Makarov
E.V. Pavlova
akad.makarov@mail.ru
epavlova.pnd-9@yandex.ru
зав. кафедрой экономики и менеджмента инфокоммуникаций, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. профессора М.А. Бонч-Бруевича, г. Санкт-Петербург; профессор кафедры государственного и муниципального управления, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, г. Гатчина; доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии связи, г. Санкт-Петербург
доцент кафедры экономики и менеджмента инфокоммуникаций, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. профессора М.А. Бонч-Бруевича, кандидат экономических наук
Head of the Department of Economics and Management of Infocommunications, M. Bonch-Bruevich St. Petersburg State University of Telecommunications, professor, the Department of State and Municipal Administration, State University of Economics, Finance, Law and Technology, Gatchina, Doctor of Economics, Professor, Honored Science Worker, member of International Academy of Communications, St. Petersburg
senior lecturer, the Department of Economics and Management of Infocommunications, M. Bonch-Bruevich St. Petersburg State University of Telecommunications, PhD in Economics
Гатчина, Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Gatchina, St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • экосистема
  • Четвертая промышленная революция
  • цифровая трансформация экономики
  • цифровой потребитель
  • цифровая платформа
  • открытая и закрытая экосистемы
  • Keywords:

  • ecosystem
  • Industry 4.0
  • digital transformation of the economy
  • digital consumer
  • digital platform
  • open and closed ecosystems
  • Четвертая промышленная революция обусловила кардинальные изменения в процессах производства, распределения и обмена товарами и услугами в связи с повсеместным внедрением цифровых технологий во все стадии создания и потребления экономических благ. Развитие информационных технологий и, в частности, распространение цифровых платформ обусловило появление новой модели ведения бизнеса – цифровых экосистем. В статье исследуются положительные аспекты влияния экосистем на цифровизацию экономики и возможные негативные последствия их развития и распространения на экономику и общество в целом.

    Industry 4.0 has stipulated dramatic changes in manufacturing, distribution and exchange of goods and services due to the widespread introduction of digital technologies into all stages of creating and consuming economic goods. The development of information technology and, in particular, the spread of digital platforms has led to the emergence of a new business model - digital ecosystems. We look at positive aspects of the ecosystems influence on the digitalization of the economy and possible negative consequences of their development and spreading in the economy and society as a whole.

    Обзор статьи

    Четвертая промышленная революция приводит к неизбежному появлению новых моделей ведения бизнеса. Значительное распространение цифровых технологий трансформирует существующие стандартные организационно-экономические формы предпринимательской деятельности и приводит к формированию принципиально новых видов бизнес-единиц. Неофитные виды предпринимательской деятельности в свою очередь изменяют существующие рынки в тех или иных отраслях и сферах деятельности, ломают типичные виды рыночных структур совершенной и несовершенной конкуренции, сложившиеся в данных отраслях.
    Развитие информационных технологий привело к общей цифровизации всей предпринимательской среды вне зависимости от ее принадлежности к той или иной отрасли и сфере деятельности, так как является неизбежным фактором выживания компании на конкурентных рынках в условиях Индустрии 4.0 [1].
    Несмотря на смену промышленных эпох, целью создания коммерческого предприятия в каждую из них является получение прибыли и ее итеративная максимизация в динамике. Достичь этого позволяют: увеличение целевого рынка, масштабирование и диверсификация бизнеса. Для того чтобы обеспечить максимальный охват национального рынка или выход на рынки сбыта других государств, необходимо наличие неоспоримого конкурентного преимущества, постоянное инвестирование средств, внедрение новейших цифровых технологий, разработка новых продуктов и т.д. Существующие модели развития и масштабирования бизнеса представлены на рисунке.
    Обеспечить устойчивое развитие, рост прибыли и капитализации предприятия помогает экономически оправданное инвестирование, т.к. с повышением доходности инвестиционного проекта пропорционально увеличивается риск, и наоборот, со снижением доходности того или иного проекта снижается и риск неполучения ожидаемого уровня прибыли. Без постоянного вложения или инвестирования финансовых средств в оснащение, переоснащение, модернизацию, диверсификацию бизнеса компания рискует попасть в фазу стагнации, потерять конкурентные преимущества и уйти с рынка.
    Вложение средств в различные стартапы является высокодоходным и в то же время высокорисковым мероприятием, т.к. только 10% стартапов из ста приносят в будущем прибыль. На ранних стадиях стартапам оказывают поддержку венчурные компании (от глаг. «venture», что в переводе с английского означает «рисковать или на что-то решаться») [2]. Как правило, речь идет о высокорисковых сделках, в которых можно как увеличить вложенную сумму в десятки раз, так и потерять все вложенные финансовые средства. Большинство успешных предпринимателей рассматривают данный способ финансирования из-за большой доходности в случае успеха проекта. Для того чтобы стартап мог найти своего инвестора или венчурную компанию, появились так называемые «маркетплейсы стартапов», или акселераторы со значительно большим функционалом, чем просто агрегаторы данных, которые предоставляют помощь в поиске подходящего инвестора, оказывают консультативную помощь и курируют дальнейшее развитие стартапа.

    Список использованной литературы

    1. Жолобова А.И., Макаров В.В., Павлова Е.В. Информационные технологии в цифровой экономике // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 7 (77). С. 59–62.
    2. Макаров В.В., Гусев В.И., Воронин А.Г. Методологическая парадигма исследования интеллектуального капитала в условиях информационного общества // Российский гуманитарный журнал. 2012. Т. 1. № 1. С. 78–83.
    3. Макаров В.В., Слуцкий М.Г., Устриков Н.К. Проблемы и задачи цифровой трансформации экономики России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 4-1 (43). С. 174–177.
    4. Павлова Е.В., Куганов В.Г. Экономические проблемы цифровизации отдельных отраслей и сфер деятельности // Национальные концепции качества: роль качества в научно-технологическом развитии страны: сб. материалов Национал. науч.-практ. конф. с междунар. участием. СПб., 2023. С. 263–266.
    5. Шаравова О.И., Романцова Ю.А., Хао У., Пэйсинь С. Анализ перспектив развития интеллектуальных экосистем на примере китайских компаний // Экономика и качество систем связи. 2023. № 4 (30). С. 22–29.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2