ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Проблемы развития транспортно-логистической отрасли России на современном этапе

Current Problems of Developing Transport and Logistics Industry in Russia



А.А. Корчагин
Е.В. Корчагина
A.A. Korchagin
E.V. Korchagina
andrey_korchagin@yahoo.com
elena.korchagina@mail.ru
аспирант кафедры национальной экономики и организации производства, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
профессор Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург; профессор кафедры национальной экономики и организации производства, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, г. Гатчина; доктор экономических наук, доцент
post-graduate student, the Department of National Economy and Organization of Production, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology
professor, the Higher School of Service and Trade, the Institute of Industrial Management, Economics and Trade, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg; professor, the Department of National Economy and Organization of Production, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Gatchina; Doctor of Economics, associate professor
Гатчина
Санкт-Петербург, Гатчина
Gatchina
St. Petersburg, Gatchina

Ключевые слова:

  • транспортно-логистическая инфраструктура
  • экономическое развитие
  • санкционный режим
  • экономическая устойчивость
  • планирование логистических потоков
  • Keywords:

  • transport-logistics infrastructure
  • economic development
  • sanctions
  • economic sustainability
  • planning of logistics flows
  • В статье представлен ретроспективный анализ влияния транспортно-логистической инфраструктуры на экономическое развитие при обострении политической обстановки. Выявлены основные факторы, обеспечивающие логистическую устойчивость экономических систем в условиях санкционного давления. Сформулированы ключевые выводы о направлениях развития транспортно-логистической инфраструктуры РФ в современных условиях.

    We present a retrospective analysis of the influence of transport-logistics infrastructure on the economic development under the political escalation. We reveal the main factors ensuring logistics sustainability of economic systems under sanctions. Key conclusions concerning the directions of the development of transport-logistics infrastructure in the Russian Federation under modern conditions are made.

    Обзор статьи

    В последние два года российская логистика столкнулась с беспрецедентной ситуацией, не имеющей аналогов в мировой истории. Ни одна страна в мире ранее не сталкивалась с таким объемом торговых санкций и уровнем политического давления. Торговые войны как элемент воздействия со стороны враждебных государств и противоборствующих государственных союзов известны с древнейших времен и всегда имели в своем составе существенную логистическую составляющую – блокирование морской торговли как в форме блокады «недружественных» портов военными флотами, прямого запрета подконтрольным купцам и торговым корпорациям заходить в эти порты, так и в форме прямого силового воздействия на торговые суда противника в открытом море в виде рейдерства, каперства, арестов кораблей и партий товаров в портах третьих стран, диверсий, поджогов и саботажа.
    В условиях прямого военного столкновения арсенал этих средств пополняется минированием судоходных путей, морских и речных фарватеров, торпедированием конвоев и одиночных торговых судов, бомбардировкой портовой инфраструктуры, а в случае сухопутной торговли – попытками блокирования железнодорожного и автомобильного сообщения с помощью разрушения узловых станций, мостов, трубопроводов, кабельных линий, пунктов производства, хранения и распределения топлива, электроэнергии, сервисного обслуживания подвижного состава и автотранспорта.
    За последние 150 лет развития финансового капитализма к средствам силового воздействия добавились также и такие мероприятия, как замораживание финансовых активов недружественных стран, отключение от электронных сервисов, обслуживающих банковские, логистические и биржевые операции, отказ в страховании перевозок, хакерские атаки на банки, предприятия и учреждения с целью нарушения или замедления их деятельности.
    Российская ситуация в международной торговле и логистике с начала весны 2022 г. имеет массу исторических параллелей как с ее собственным прошлым, так и прошлым других стран, а также ряд уникальных и специфических особенностей, не позволяющих проводить прямые аналогии с прошлым и строить на основании этого уверенные прогнозы. Следует понимать, что ни одна торговая блокада, начиная с первой, вероятно, официально объявленной торговой войны в истории – Континентальной блокады, обнародованной Наполеоном Бонапартом Великобритании в начале XIX в., не была по-настоящему полной. Континентальная блокада, в целом, потерпела неудачу не только вследствие наличия у Англии такого неисчерпаемого, по тем временам, ресурса, как Индия и другие заморские колонии, но и вследствие откровенного нежелания ряда союзников Франции, на тот момент к которым относилась и Российская Империя, эту блокаду поддерживать и нести прямые убытки.
    Развитая морская торговля, наличие мощного военного флота и умелая игра на политических противоречиях и экономических интересах в Европе позволила Англии оказаться в числе победителей в этой войне, несмотря на беспрецедентную угрозу. В качестве ключевых моментов в этой игре следует отметить совершенство логистической инфраструктуры Великобритании того времени, удобное географическое положение, а также военный и торговый флоты, которые удалось сохранить королевству в ходе военного противостояния на море.
    Невозможно переоценить влияние логистики на ход следующего крупного европейского конфликта новейшего времени – Крымской войны 1854–1855 гг. Это событие в мировой истории вошло в учебники как явный пример военной неудачи, вызванной непосредственно технической и транспортной отсталостью Российской Империи. Несмотря на хрестоматийность этого эпизода, огромное количество исследований и массу аналогий с современностью, экономический аспект Крымской войны с точки зрения региональной логистики того времени остаётся мало освещенным.

    Список использованной литературы

    1. Балинец Д.А. Транспортная логистика СССР в годы Великой Отечественной войны // Кузница Великой Победы: материалы дистанционной Всерос. науч.-практ. конф. Севастополь, 6 мая 2020 г. Севастополь: ИнТех, 2020. С. 96–99.
    2. Батюк Л.И., Гадимова Ф.К. Логистика в годы Великой Отечественной войны // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 10-1. С. 171–174.
    3. Борисова В.В. Логистика хозяйства мобилизационного типа // Логистика vs COVID-19: последствия, риски, новые возможности роста: материалы Междунар. науч.-практ. конф., XVI Южно-Российский логистический форум, Ростов-на-Дону, 29–30 октября 2020 г. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2020. С. 40–44.
    4. Васильева Е.Ю., Лаврова А.И., Кузьмина В.М. Влияние санкционных ограничений ЕС и США на транспортную логистику РФ // Исследования молодых ученых: материалы студ. Междунар. науч.-практ. конф., Курск, 25 апреля 2023 г. Курск: Курский институт кооперации (филиал) Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Белгородский университет кооперации, экономики и права», 2023. С. 14–16.
    5. Кривоносов Н.А., Карманцева Т., Штром В.В. Системный анализ логистики в Великой Отечественной войне // Евразийский союз ученых. 2015. № 5-1(14). С. 119–121.
    6. Корчагина Е.В. Социально-экономическая устойчивость и конкурентоспособность организаций (Россия, Санкт-Петербург) // Проблемы современной экономики. 2006. № 1-2(17-18). С. 149–151.
    7. Korchagina E., Barykin S., Suvorova S., Bochkarev A., Bochkarev P. The treatment of optimizing container transportation dynamic programming and planning // E3S Web of Conferences: Innovative Technologies in Environmental Science and Education, ITESE 2019, Divnomorskoe Village, September 09–14 2019. Vol. 135. Divnomorskoe Village: EDP Sciences, 2019. P. 02016. DOI 10.1051/e3sconf/201913502016.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2