ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Тенденции развития региональных хозяйствующих субъектов автомобилестроительной сферы на принципах циркулярной экономики

On Tendencies of Regional Automotive Industry Economic Entities Development on Principals of Circular Economy



Н.П. Голубецкая
А.К. Пшеничный
N.P. Golubetskay
A.K. Pshenichnyy
natalya_golubeck@mail.ru
3333121@list.ru
профессор кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления, ЧОУ ВО «Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики», доктор экономических наук, профессор
аспирант кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления, ЧОУ ВО «Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики»
Professor, the Department of Management, State and Municipal Administration, Saint-Petersburg University of Management Technologies and Economics, Doctor of Economics
Ph.D. student, the Department of Management, State and Municipal Administration, Saint-Petersburg University of Management Technologies and Economics
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • санкции
  • циркулярная экономика
  • автомобилестроительная сфера
  • региональные хозяйствующие субъекты
  • российская экономика
  • Keywords:

  • sanctions
  • circular economy
  • automotive industry
  • regional economic entities
  • Russian economy
  • В условиях санкций, ухода зарубежных инвесторов с региональных рынков, изменения дилерских сетей, предпочтений клиентских аудиторий, логистических цепочек хозяйствующие субъекты автомобилестроительной сферы осуществляют перезагрузку направлений деятельности с учетом переформатирования и применения критериев циркулярной экономики. Замкнутые технологические цепочки корпоративными структурами реализуются в виде проектной деятельности, направленной на осуществление сценариев инновационных преобразований, оценка эффективности которых предполагает учет показателей ресурсоемкости, энергосбережения и повторного использования отходов производственной деятельности. В отрасли планируется широкое использование энергосберегающих технологий, в том числе, альтернативных источников ресурсов и энергии. Анализ приоритетов деятельности компаний свидетельствует о смещении акцентов в проектной деятельности, обеспечивающих внедрение подходов инновационного менеджмента в регламентные работы по увеличению сроков эксплуатации и качества используемых автомобильных комплектующих, предполагающих стимулирование перехода к современным технологиям замкнутого цикла в автомобилестроительной сфере.

    In conditions of sanctions imposed, Exodus of foreign investors from the local markets, changes within dealer networks and in preferences of client audiences as well as in supply chains automotive industry economic entities are rebooting directions of their activities taking into account reformatting and applying circular economy criteria. Closed technological chains are being realized by corporate structurers in the form of project activities aimed at implementation of innovative transformations scenarios wherein the related efficiency assessment involves considering resource intensity indicators, energy saving and the reuse of industrial wastes. The industry plans to focus on widespread use of energy saving technologies, including alternative resource and energy sources. The analysis of priorities in the activities of the companies indicates a shift in emphasis in their project activities ensuring implementation of innovative management approaches to the routine work destined to increase service life and quality of automotive components in use which provides for stimulating transition to closed loop modern technologies in automotive industry.

    Обзор статьи

    Проблемы перехода к принципам циркулярной экономики рассматривались в работах Н.В. Пахомовой, К.К. Рихтера, М.А. Ветровой с точки зрения инструментов модернизации производственно-технологических сценариев развития реального сектора в долгосрочной перспективе [6]. Под принципами циркулярной экономики в исследовании подразумевается алгоритм снижения потребления первичных сырьевых ресурсов и материалов, обеспечивающий оптимизацию объемов отходов производства и потреблений в цепочках создания ценностей общественного воспроизводства. Турбулентность глобальной системы координат привела к необходимости включения инновационной инфраструктуры, инвестиционного потенциала, интеллектуального вектора, формируемого знаниями и умениями человеческого капитала в ресурсные факторы устойчивого развития автомобилестроительной отрасли в современных условиях. А.В. Воронцовский особое внимание уделяет инструментам антикризисного регулирования циклов общественного воспроизводства с учетом критериев циркулярной экономики [3]. Е.Н. Смирнов рассматривает влияние цифровых технологий на повышение результативности использования интеллектуального капитала и инновационной инфраструктуры в проектировании циркулярных бизнес-моделей, стратегической целью которых является переход к замкнутому циклу глобального общественного воспроизводства [9].
    По мнению С.А. Дятлова, в условиях геополитической турбулентности усиливается конкурентная борьба на локальных и глобальных рынках ресурсов, человеческого капитала и инвестиций [4]. Форматирование глобальных и локальных рынков особенно отразилось на автомобилестроительном секторе, который остается наиболее востребованным с точки зрения покупательских потребностей и степени их удовлетворения, несмотря на расширение сегментов, занятых китайскими производителями [1; 2].
    По прогнозам, в 2024 г. объем поставок автомобилей из КНР на российский рынок может составить около 65%. Для хозяйствующих субъектов сферы важными принципами является использование инновационных сценариев развития с учетом принципов циркулярной экономики.
    В ходе исследования применялись методы комплексного анализа и подходы менеджмента к разработке и реализации проектов, обеспечивающих трансформацию автомобилестроительной промышленности на принципах циркулярной модели экономики с использованием информационно-аналитических и статистических баз данных по деятельности хозяйствующих субъектов. Поскольку экологические ограничения становятся определяющими в циклах общественного воспроизводства на глобальных рынках, наблюдается усиление интеграционных процессов при создании товаров и предоставлении услуг населению в едином сетевом пространстве. По итогам 2023 г. объем производства автомобилей на глобальном рынке увеличился лишь на 13% при резком снижении объемов складских запасов из-за дефицита полупроводниковых систем и последствий пандемии (рис. 1).

    Список использованной литературы

    1. Бургонов О.В., Голубецкая Н.П., Артемьев А.Г. Теоретические подходы к формированию архитектуры экономических систем в цифровом пространстве // Журнал правовых и экономических исследований. 2023. № 2. С. 288–293.
    2. Веревка Т.В. Трансформация рынка автомобилестроения на основе цифровых инноваций // Вопросы инновационной экономики. 2020. Т. 10. № 1. Январь–март. С. 174–178.
    3. Воронцовский А.В., Бажанова Н.А. Моделирование влияния миграции фондовой биржи на объемы торгов на конкурирующих рынках // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2023. Т. 39. № 1. С. 3–32.
    4. Дятлов С.А. Искусственный интеллект и ловушки цифровой трансформации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 6 (138). С. 30–38.
    5. Пасько А.В. Тенденции цифровой трансформации мирового автомобилестроения // Российский внешнеэкономический вестник. 2021. № 3. С. 18–26.
    6. Пахомова Н.В., Рихтер К.К., Ветрова М.А. Переход к циркулярной экономике и замкнутым цепям поставок как фактор устойчивого развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2017. Т. 33. Вып. 2. С. 244–268.
    7. Поль Т. Как автомобильная промышленность движется к устойчивому будущему. 2021. URL: https://www.forbes.com/sites/sap/2021/12/01/how-the-automotive-industry-is-driving-toward-a-sustainable-future/?sh=69e0995a8f1b (дата обращения: 21.01.2024).
    8. Розенкранс Л. Технологии умного производства обеспечивают цифровую трансформацию. URL: https://www.techtarget.com/searcherp/feature/Smart-manufacturing-technologies-enable-digital-transformation (дата обращения: 19.01.2024).
    9. Смирнов Е.Н. Изменение траектории развития и новые стрессы современной глобальной экономики // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2023. № 1(85). С. 74–80.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2