ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Планирование деятельности Гражданского воздушного флота СССР в период после Великой Отечественной войны 1941–1945 годов

Planning Activity of Civil Aviation in the USSR after the Great Patriotic War of 1941–1945



Л.Н. Бабкина
О.В. Скотаренко
L.N. Babkina
O.V. Skotarenko
lnbabkina_6@mail.ru
ksen-13@mail.ru
профессор кафедры истории и управления персоналом Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова, доктор экономических наук, профессор
профессор кафедры экономики и управления, Мурманский арктический университет, г. Мурманск; преподаватель кафедры военно-политической работы в войсках (силах), Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва, г. Санкт-Петербург; доктор экономических наук, доцент
professor, the Department of History and Personnel Management, A. Novikov St. Petersburg State University of Civil Aviation, Doctor of Economics, professor
professor, the Department of Economics and Management, Murmansk Arctic University, Murmansk, lecturer, the Department of Military and Political Work, A. Khrulev Military Academy of Logistics, St. Petersburg; Doctor of Economics, associate professor
Санкт-Петербург
Мурманск, Санкт-Петербург
St. Petersburg
Murmansk, St. Petersburg

Ключевые слова:

  • Главное управление
  • гражданский воздушный флот
  • транспортная авиация
  • специальная авиация
  • воздушные линии
  • план
  • Keywords:

  • Headquarters
  • civil aviation
  • transport aviation
  • special aviation
  • airlines
  • plan
  • В статье приводятся планы, разработанные в Наркоматах СССР и Главном Управлении Гражданского Воздушного флота по послевоенному его развитию, обеспечению необходимыми специалистами, парком воздушных судов различных типов для транспортной авиации и авиации специального назначения, новыми аэропортами с целью широкого применения самолетов гражданской авиации для решения задач народного хозяйства, развития международного авиасообщения.

    We present the plans developed at the USSR by the Commissariats and the Headquarters of the Civil Aviation concerning its further development after the war, the recruitment of specialists, the creation of a fleet of aircraft of various types for transport and special aviation, the construction of new multi-purpose airports to meet the economy needs, the development of international flights.

    Обзор статьи

    Актуальность исследования обусловлена определенной схожестью проблем, с которыми столкнулась гражданская авиация нашей страны в условиях санкций, с теми, которые были в послевоенный период сразу после 1945 года. В этой связи представляет интерес исследование подходов и механизмов решения проблем развития гражданского воздушного флота, использованных в СССР в послевоенный период, многие из которых вновь приобрели актуальность в настоящее время. Такие управленческие решения, на наш взгляд, могут служить примером для деятельности системы управления народным хозяйством Российской Федерации по планированию деятельности гражданского воздушного флота, процессов обеспечения этих территорий всеми требуемыми видами ресурсов, восстановлению нарушенных воздушных сообщений между регионами как внутри страны, так и между различными странами.
    Ещё во время Великой Отечественной войны и проведения боевых действий, когда до окончания войны оставалось больше года, принимались решения о послевоенном восстановлении экономики страны, мирной жизни и международных связей. Так, 25 февраля 1944 г. В.М. Молотову было направлен проект Постановления «О послевоенном развитии международных воздушных линий СССР» от группы наркомов, в числе которых был и начальник Главного Управления Гражданского Воздушного Флота (ГУ ГВФ) Ф.А. Астахов [1; 5].
    А 26 февраля 1944 г. было принято Постановление Государственного комитета Обороны № 5254с «О послевоенном развитии международных воздушных линий СССР», подписанное Председателем Государственного комитета Обороны И.В. Сталиным, в котором была утверждена Комиссия по делам международных воздушных линий СССР [5]. В ее состав вошел начальник ГУ ГВФ Ф.А. Астахов.
    К правовым установкам, регулирующим эту сферу деятельности, которыми должна руководствоваться Комиссия, были отнесены следующие: над территорией СССР, как правило, должны летать только советские самолеты. Полеты самолетов других стран могут быть разрешены исключительно на правах взаимности, то есть при условии, что эти страны тоже предоставят право полетов, посадки и дозаправки горючим советских самолетов на их территории. Все транзитные перевозки через территорию СССР осуществляются только советскими самолетами [4]. Причем вопросы, касающиеся права на транзит грузов, решаются в соответствии с договорами между СССР и заинтересованными странами. Полеты на правах взаимности должны регламентироваться договорами, заключенными Правительством СССР и Правительством другой страны, или Правительством СССР, Гражданским Воздушным Флотом с государственными или поддерживаемыми Правительством частными воздушно-транспортными организациями другой страны без предоставления этим организациям монопольных прав [5].
    4 августа 1944 г. был начат и окончен 3 ноября 1944 г. такой документ, как «Перспективный план развития Гражданской авиации на послевоенный период», разработанный Планово-финансовым управлением Главного Управления ГВФ СССР (РГАЭ 9527-1-2165), который Ф.А. Астахов распорядился хранить в папке послевоенного развития ГВФ. В этом проекте приводились расчеты потребности в самолетах и личном составе для Гражданского Воздушного флота на первые пять лет послевоенного периода. Так, например, к концу первого послевоенного года ГВФ должен будет располагать парком в 7000 самолетов, из них 1000 двухмоторных самолетов (в основном Ли-2 и С-47) и 6000 самолетов легкого типа, состоящих в 300 отрядах, из них: 100 отрядов по 10 многомоторных кораблей и 200 отрядов по 30 легких самолетов.
    По планам, сеть воздушных линий будет содержать 350 аэропортов, их них: 250 аэропортов союзного значения и 300 аэропортов местного значения.
    Интенсивность движения самолетов будет составлять в сутки в аэропортах союзного значения 25–30 двухмоторных самолетов и 40–45 самолетов легкого типа, а в аэропортах местного значения 10–15 самолетов легкого типа. Кроме того, в 20–25 крупных аэропортах интенсивность движения будет составлять 70–75 многомоторных самолетов в сутки.

    Список использованной литературы

    1. Аверина А.Н. Советское авиатранспортное присутствие в Китае (1950-е годы) // Вестник челябинского государственного университета. 2012. № 34(288). С. 95–99. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18801645 (дата обращения: 10.02.2024).
    2. Галушина П.С., Кравчук А.А. Применение авиации в сельском хозяйстве Российской Федерации // Аграрное образование и наука. Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного аграрного университета, 2023. № 2. С. 8.
    3. Капченко Н.И. Политическая биография Сталина (1939–1953). Т. III. Изд. ИТРК. 2004. 947 с. URL: https://stalinism.ru/images/pdf/kapchenko-t3.pdf (дата обращения: 15.02.2024).
    4. Капченко Н.И. Политическая биография Сталина. Т. 1 (1879–1924 гг.). URL: https://www.labirint.ru/books/300813/ (дата обращения: 17.02.2024).
    5. Макаров П.В. В целях лучшей организации. Постановления государственного комитета обороны СССР. 1941–1944 гг. // Исторический архив. 2005. № 2. С. 41–59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11839377 (дата обращения: 07.02.2024).
    6. Шаульский Б.A., Осьмин А.Т. Выдающийся ученый, инженер и педагог В.Н. Образцов. М.: Учеб.-методический центр по образованию на ж.-д. трансп., 2010. 378 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2