ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Управление развитием человеческого капитала и трудовых ресурсов региона

Management of Human Capital Development and Regional Labor Resources



В.Ф. Аверьянова
С.М. Москалев
Е.Г. Бутусова
V.F. Averyanova
S.M. Moskalev
E.G. Butusova
avios4@mail.ru
moskalev.sm@gmail.com
butusowak@ yandex.ru
доцент кафедры государственного и муниципального управления, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук, доцент
доцент, декан факультета инженерных технологий и предпринимательства, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук
магистрант, Университет при МПА ЕврАзЭС
senior lecturer, the Department of State and Municipal Administration, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics, associate professor
senior lecturer, Dean, the Faculty of Engineering Technologies and Entrepreneurship, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics
candidate for a Master’s degree, University under the Interparliamentary Assembly of EURASEC
Гатчина
Гатчина
Санкт-Петербург
Gatchina
Gatchina
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • человеческий капитал
  • формирование человеческого капитала
  • трудовые ресурсы
  • региональный уровень
  • Ленинградская область
  • безработица
  • Keywords:

  • human capital
  • human capital formation
  • labor resources
  • regional level
  • Leningrad region
  • unemployment
  • В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием человеческого капитала и обусловленные этим тенденции в развитии трудовых ресурсов на региональном уровне (на примере Ленинградской области), рассматриваются пути и методы корректировки возникающих нарушений в системе регионального управления, связанных с обеспечением более эффективной занятости трудовых ресурсов территории.

    We look at the problems concerning the formation of human capital as well as trends in human resources development at regional level connected with that process (by the example of Leningrad region). We consider ways and methods of correcting the malfunctions arising in the system of regional management connected with ensuring more effective employment of local labor resources.

    Обзор статьи

    Комплексное изучение проблемы позволяет утверждать, что в динамично развивающейся рыночной среде человеческий капитал становится одним из ключевых факторов в динамике регионов страны, т.к. от его количественно-качественных параметров, условий формирования и использования зависят темпы социально-экономического и инвестиционного развития большинства субъектов, входящих в состав Российской Федерации. В связи с этим представляется весьма актуальным проведение исследований, связанных с оценкой особенностей формирования человеческого капитала и влияние этих процессов на состояние трудового потенциала в отдельных регионах России.
    В ходе настоящего исследования видится весьма целесообразным уточнение используемого терминологического аппарата, поскольку до сих пор дискуссионным остается трактовка ключевого понятия «человеческий капитал». Достаточно часто его путают с понятием «трудовые ресурсы», хотя это далеко не одно и то же. С количественной стороны человеческий капитал может соответствовать трудовым ресурсам, а вот с качественной он заметно глубже и шире, поскольку сюда должны входить параметры социально-психологических и личностных характеристик (мотивация, активность, лояльность, ценностные ориентации и пр.). И эти показатели обязательно необходимо добавлять при полной оценке человеческого капитала. Пока же методически это трудно сделать по многим причинам, но необходимость этого вполне очевидна.
    В связи с этим нам представляется более адекватным определение, сформулированное в «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», разработанном Минэкономразвития России. В этом документе под человеческим капиталом на региональном уровне понимается трудоспособное население, способное участвовать в развитии производственных, интеллектуальных, общественно значимых сфер хозяйствования для обеспечения социального, экономического, культурного, трудового развития субъектов РФ. То есть, между человеческим капиталом и развитием региона прослеживается прямая зависимость: чем выше уровень человеческого капитала территории, тем более динамичным становится этот регион с социально-экономической точки зрения, тем более благоприятными формируются перспективы его дальнейшего развития. В этой связи Правительством РФ конкретизированы инициативы по формированию и использования человеческого капитала в субъектах РФ, указанные в Распоряжении Правительства РФ «Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года» от 06.10.2021 г. № 2816-р.
    В их числе среди ключевых можно назвать такие, как: снижение уровня безработицы в регионах для привлечения молодых и перспективных кадров, создание благоприятных условий труда для сформированного кадрового состава различных секторов жизнедеятельности, поддержание малого и среднего предпринимательства среди всех возрастных категорий населения регионов, включая молодежь, способствование развитию телекоммуникационных и информационных отраслей хозяйствования и другие.
    В качестве объекта исследования была выбрана Ленинградская область, где апробировались авторские подходы оценки результативности и инициативы Правительства РФ по формированию человеческого капитала и трудовых ресурсов на региональном уровне. Ленинградская область является регионом Северо-Западного федерального округа России, входящим в его состав на правах субъекта РФ, играющая значительную роль в торговом, промышленном, деревообрабатывающем, добывающем секторах экономики государства. В связи с тем, что данный регион имеет большое значение для социально-экономического развития страны, управлению трудовыми ресурсами здесь уделяется повышенное внимание, что соответствует общим целям и задачам регионального законодательства и не противоречит нормам федерального закона в сфере занятости населения. Отсюда формирование человеческого капитала и трудовых ресурсов в Ленинградской области должно обеспечиваться и контролироваться Правительством Ленинградской области вместе с органами муниципального управления региона.

    Список использованной литературы

    1. Гегедюш Н.С. Государственное и муниципальное управление. Люберцы: Юрайт, 2022. 125 c.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2