ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Деловая репутация юридического лица: экономико-правовой аспект

Business Reputation of Legal Entity: Economic and Legal Aspects



К.А. Тарасевич
K.A. Tarasevich
89219505168lgu@gmail.com
старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, младший советник юстиции
senior teacher, the Department of Civil Law, Saint-Petersburg Law Institute (branch) of University of Prosecutor's Office of the Russian Federation, junior counselor of justice
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • деловая репутация
  • юридическое лицо
  • гудвилл
  • актив
  • стоимостная оценка деловой репутации
  • Keywords:

  • business reputation
  • legal entity
  • goodwill
  • asset
  • cost estimate of business reputation
  • Согласно мнению автора, институт деловой репутации может быть рассмотрен с позиций социологии, экономики и права. В связи с развитием рыночной экономики особенно актуальным становится учет стоимостной оценки деловой репутации организации. В статье предпринята попытка анализа доктринального и нормативного подходов к рассмотрению деловой репутации юридического лица как нематериального актива, показано его соотношение с понятием «гудвилл».

    In our opinion, business reputation may be considered from the point of view of sociology, economics and law. The development of market economy increases the relevance of estimating the cost of an organization’s business reputation. We make an attempt to analyze doctrinal and normative approaches to considering the business reputation of a legal entity as an intangible asset, we also compare it with the concept of goodwill.

    Обзор статьи

    В настоящее время в академической среде существует множество исследований, направленных на изучение различных подходов к определению понятия «деловая репутация» в целом и для юридических лиц в частности. При изучении вопроса мы пришли к выводу о том, что указанное понятие может быть рассмотрено с нескольких позиций: социологической, юридической, экономической и смешанного типа.
    Так, А.П. Сергеев пишет, что деловая репутация лица – это оценка его общественно значимых качеств . О.Ш. Аюпов рассматривает деловую репутацию как оценку не только профессиональных, но и социально значимых качеств [2, с. 10–11]. А.В. Беспалов связывает деловую репутацию исключительно с социально значимой деятельностью лица [3, с. 100]. А.Д. Бичерова определяет ее как общественную оценку, мнение о деловых качествах и достоинствах лица, появляющуюся в процессе осуществления им предпринимательской или иной деятельности [4]. З.В. Каменева обращает внимание на то, что такая оценка осуществляется обществом независимо от участия лица в предпринимательском обороте [9]. С.А. Зикрацкий подразумевает под деловой репутацией юридического лица разницу между покупной стоимостью предприятия и балансовой стоимостью всех его активов и обязательств [8].
    Однако в статье мы подробнее рассмотрим экономико-правовую составляющую деловой репутации организации. Ряд исследователей в своих трудах пишут о том, что деловой репутации организации присуще финансовое выражение, то есть она может быть капитализирована и подвергнута стоимостной оценке. Например, О.В. Карайчева считает, что деловая репутация организации – категория, содержащая в себе качества нематериального блага и свойства материального содержания [10]. А.Р. Гусалова утверждает, что деловая репутация организации является ее личным неимущественным правом с имущественным элементом, поскольку при ее умалении возникает вопрос о компенсации убытков [6]. С.А. Гонеева указывает на то, что деловая репутация, будучи неимущественной ценностью для обладателя, приобретает имущественный характер ввиду своей экономической ценности [5]. Н.П. Козлова полагает, что деловая репутация в составе имущественного комплекса предприятия – это не только особый нематериальный элемент, а элемент, требующий экономической оценки [12].
    С точки зрения бухгалтерского учета деловая репутация организации – сложный и специфический объект. Стоимостный показатель деловой репутации – это всегда условная величина, самостоятельным объектом сделки она быть не может. В литературе высказаны различные мнения относительно унифицированных методов и механизмов оценки и расчета деловой репутации сегодня. Некоторые авторы определяют стоимость деловой репутации компании как премию к балансовой стоимости организации, уплачиваемой при покупке [1]. Другие полагают, что это – стоимость сверх стоимости материальных и идентифицируемых нематериальных активов [7]. Третьи рассматривают ее как разницу между стоимостью предприятия и чистой стоимостью его активов [17, с. 224]. Однако при всем многообразии подходов авторы сходятся во мнении о том, что для полной и объективной оценки деловой репутации организации недостаточно использовать только бухгалтерские методы, необходимо применять и другие: например, аналитический метод, показатели деловой активности, метод опциона, косвенные методы [18], метод избыточных прибылей.
    С 1 января 2024 г. вступил в силу приказ Минфина России от 30 мая 2022 г. № 86н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы"» (далее – приказ Минфина России от 30 мая 2022 г. № 86н), что привело к отмене приказа Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н (в ред. от 16 мая 2016 г.) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)» (далее – приказ Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н).

    Список использованной литературы

    1. Афанасьева Ю. Что такое гудвилл компании и как он влияет на стоимость акций // ФИНАМ. 2021. 3 ноября. URL: https://www.finam.ru/publications/item/chto-takoe-gudvill-kompanii-i-kak-on-vliyaet-na-stoimost-akciiy-20211103-171600/?ysclid=lodyxlmkpg346922196 (дата обращения: 28.02.2024).
    2. Аюпов О.Ш. Защита деловой репутации юридического лица от диффамации в гражданском праве России: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Томск, 2013. 23 c.
    3. Беспалов А.В. Честь, достоинство и деловая репутация как объекты гражданских прав: дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2004. 167 с.
    4. Бичерова А.Д. Защита деловой репутации юридического лица в сети Интернет: проблемы правового регулирования // Юстиция. 2018. № 3. С. 15–21.
    5. Гонеева С.А. Оценка деловой репутации компании // Вестник КГУ. 2016. № 11. С. 44–50.
    6. Гусалова А.Р. Гражданско-правовая защита деловой репутации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Владикавказ, 2012. 22 с.
    7. Зайнуллина Д.Р., Сафина Р.С. Эволюция научных взглядов на понимание инноваций // Вестник экономики, права и социологии. 2014. № 3. С. 39–41.
    8. Зикрацкий С.А. Деловая репутация как объект нематериальных благ и способы ее защиты // Юридический мир. 2009. № 4. С. 36–42.
    9. Каменева З.В. Деловая репутация как объект гражданского права // Адвокат. 2014. № 5. С. 19–22.
    10. Карайчева О.В. Деловая репутация как объект гражданских прав: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2014. 22 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2