ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Теоретико-правовые основы примирительных процедур в гражданском процессе как составляющая правозащитного механизма

Theoretical and Legal Basis for Conciliation Procedures in Civil Process as Human Rights Protection Mechanism Component



Е.М. Смирнова
Г.Х. Гуменюк
E.M. Smirnova
G.Kh. Gumenyuk
smliz@mail.ru
s.gumenuk@spbacu.ru
доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат юридических наук
доцент кафедры конституционного и международного права, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Associate Professor, the Department of Civil Law Disciplines, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Ph.D. in Law
Associate Professor, the Department of Constitutional and International Law, Saint-Petersburg University of Management Technologies and Economics
Гатчина
Санкт-Петербург
Gatchina
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • примирительные процедуры
  • медиация
  • суд
  • процесс
  • частноправовой
  • цивилистика
  • юрисдикционные
  • неюрисдикционные
  • спор
  • процессуальные нормы
  • Keywords:

  • conciliation procedures
  • mediation
  • court
  • process
  • private law
  • civil law
  • jurisdictional
  • non-jurisdictional
  • dispute
  • procedural regulation
  • В статье проанализирована теоретико-правовая конструкция примирительных процедур в гражданском процессе через рассмотрение правовой конструкции понятия примирительных процедур как полностью соответствующих доктринальному воззрению к пониманию примирительных процедур с точки зрения предопределения применения конкретных примирительных процедур.

    The article provides analysis of theoretical and legal construction of conciliation procedures in Civil process through examining legal construction of conciliation procedures as completely corresponding to the doctrinal viewpoints dealing with understanding conciliation procedures from the point of view of predetermination of applying certain conciliation procedures.

    Обзор статьи

    В теории гражданского процессуального права общеизвестным является тот факт, что любое разногласие, возникающее между сторонами правоотношения относительно либо нарушения, либо оспаривания субъективных гражданских прав, представляет собой конфликтную ситуацию и устанавливает возможность разрешения несколькими вариантами. Один из наиболее распространенных вариантов – обращение в государственный судебный орган с целью разрешения спора по существу или в негосударственный, третейский суд. И в первом, и во втором случаях рассмотрение частного правового спора, его разрешение по существу являются фактической и, соответственно, юридической обязанностью суда.
    Однако в вышеуказанных случаях допустимо применение примирительных процедур, в отличие от судебного разрешения дела по существу, и реализация примирительных процедур в правоотношениях возлагается не на суд, а на участниках спора. В этой связи, по нашему мнению, проявляет себя принцип диспозитивности в цивилистическом процессе вообще и гражданском процессе в частности.
    Относительно понятия примирительных процедур в гражданском процессе стоит обратить внимание на отсутствие единообразного понимания того, что означает термин «примирительные процедуры». Например, П.В. Крашенинников считает, что примирительные процедуры в гражданском процессе представляют собой процедурные технологии, направленные на урегулирование правового спора, реализуемое сторонами гражданского дела по их взаимному согласию. Вместе с тем в отечественной доктрине развития гражданского и арбитражного процесса очень часто встречается понятие «альтернативное разрешение споров». Несмотря на то, что многие ученые-процессуалисты отождествляют примирительные процедуры и альтернативные способы разрешения споров, представляется важным учитывать, что понятие «альтернативное разрешение споров» заимствовано из американской правовой доктрины. Фактически данным термином объединены все процедуры внесудебного разрешения конфликтов.
    В частности, в 1906 г. американский юрист Р. Паунд обратил внимание юридического сообщества США на неэффективность судов и общественную неудовлетворенность деятельностью судебной системы [3]. Поэтому при осуществлении американского правосудия альтернативные способы разрешения споров, как и реализация примирительных процедур, стали широко применяться в практике рассмотрения споров в США.
    Постепенное вхождение в отечественное гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное законодательство таких категорий, как альтернативное разрешение споров или внесудебный порядок урегулирования споров, включая реализацию примирительных процедур, связано с процессом унификации отечественных процессуальных норм с нормами зарубежного процессуального права, в том числе и англо-американского. В то же время стоит указать, что в научной литературе понятия «урегулирование спора» и «разрешение спора» существенно разграничивают. Подобной позиции придерживаются М.А. Рожкова, О.Ю. Скворцов [4] и многие другие ученые.
    В основе дифференциации данных понятий находится точка зрения о том, что разрешение спора всегда вытекает из властно-правовых, то есть публично-правовых предписаний. В связи с этим разрешение спора всегда осуществляется посредством применения властной функции суда.

    Список использованной литературы

    1. Аболонин В.А. О развитии гражданского процесса через смену основной парадигмы // Арбитражный и гражданский процесс. 2022. № 11. С. 43–46.
    2. Бекяшева Д.И. Примирительное разбирательство на стадии подготовки дела – будущее гражданского процесса // Мировой судья. 2012. № 6. С. 2–8.
    3. Паунд Р. Причины распространенной неудовлетворенности отправлением правосудия // Медиация и право. 2016. № 1. С. 15–29.
    4. Рожкова М.А., Елисеев Н.Г., Скворцов О.Ю. Договорное право: соглашения о подсудности, международной подсудности, примирительной процедуре, арбитражное (третейское) и мировое соглашение. М.: Статут, 2008. 523 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2