ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

О правовом регулировании установления платы за посещение особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации

On Legal Regulation of Setting Admission Fees to Specially Protected Natural Areas



И.С. Уханов
I.S. Ukhanov
keshau@yandex.ru
доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса, Санкт-Петербургский университет МВД РФ, кандидат юридических наук, доцент
Senior Lecturer, the Department of Civil Law and Civil Procedure, Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia, Ph.D, in Law, Associate Professor
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • правовое регулирование
  • особо охраняемые природные территории
  • национальные парки
  • взимание платы
  • экологический туризм
  • экологические тропы
  • отдых населения
  • Keywords:

  • legal regulation
  • specially protected natural areas
  • national parks
  • fee collection
  • eco-tourism
  • ecological trails
  • public recreation
  • Особо охраняемые природные территории (ООПТ) обеспечивают существенный вклад в сохранение и изучение экосистем, стабилизацию экологической обстановки, экологическое просвещение и отдых населения. Развитие экологического туризма в России, помимо создания и обустройства особо охраняемых природных территорий, сопровождается и развитием такого явления, как установление платы за посещение ООПТ. Порядок определения указанной платы, а также случаи освобождения от взимания платы устанавливает Правительство Российской Федерации. Однако постановление Правительства РФ предусматривает лишь нижний предел стоимости посещения ООПТ, потолок цен не определен. В настоящей статье проведен анализ правомерности и целесообразности взимания подобных платежей.

    Specially protected natural areas (SPNA) provide a significant contribution to the conservation as well as to the study of ecosystems, stabilization of the environmental situation, environmental education and recreation of the population. The development of ecological tourism in Russia, in addition to the creation and development of specially protected natural areas, is accompanied by the development of such a phenomenon as the establishment of fees for visiting protected areas. The procedure for determining the specified fee, as well as cases of exemption from charging the fee, are established by the Government of the Russian Federation. However, the Government Resolution only sets a lower limit for the cost of visiting protected areas, but the price ceiling has not been determined. The main purpose of this article is to analyze the legality and feasibility of collecting such payments.

    Обзор статьи

    Конституционное признание права человека на жизнь в благоприятной окружающей среде как естественного, неотчуждаемого права, принадлежащего к третьему поколению прав человека, предполагает его гарантированность и закрепление приемов и способов юридической защиты [1]. В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с международными нормами в области прав человека действует разветвленная система законодательства, направленная на регулирование и защиту права на благоприятную окружающую среду.
    Одной из особенностей современного периода развития России является законодательное регулирование многочисленных социально значимых проблем, среди которых наиболее актуальной видится экологическая. Статья 7 Конституции РФ гласит о том, что Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
    Говоря о достойной жизни, нельзя не обратить внимания на то, что это относится и к правам человека на благоприятную для жизни окружающую среду. Развитие этого положения можно найти в ст. 42 Конституции РФ, в которой и предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду, а также на достоверную информацию о ее состоянии. Следовательно, можно констатировать, что решение проблем окружающей среды в интересах человека и общества служит одним из элементов создания в России социального государства [5, с. 189]. Одним из способов, позволяющих улучшить состояние окружающей среды и тем самым способствовать реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, является создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
    ООПТ обеспечивают существенный вклад в сохранение, восстановление и изучение экосистем, биологического и ландшафтного разнообразия, возобновляемых природных ресурсов, здоровой среды для жизни настоящего и будущего поколений людей, стабилизации экологической обстановки, а также в экологическое просвещение населения, исследование природных процессов, выполнение международных обязательств РФ в сфере охраны природы. По данным Росстата, в 2023 г. в России насчитывалось 11,9 тыс. особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения. По сравнению с предыдущим годом их общая площадь увеличилась на 2,1 млн га, составив 244,3 млн га к 2023 г. , в том числе 112 государственных природных заповедников, 64 национальных парка, 2422 государственных природных заказника, 7 390 памятников природы, 73 дендрологических парка и ботанических сада, а также 494 ООПТ, относящихся к иным категориям. Из около12 тыс. существующих сегодня в России ООПТ большая часть имеет региональный статус (88%), лишь у 296 (включая дендрологические парки и ботанические сады) – федеральный статус. Кроме того, насчитывается 10625 ООПТ регионального значения. 1 071 ООПТ имеют местное значение.
    В рамках реализации федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развития экологического туризма», относящегося к национальному проекту «Экология», к 2024 г. площадь особо охраняемых природных территорий должна быть увеличена еще не менее чем на 2 млн га за счет создания 24 новых особо охраняемых природных территорий [4]. Для жителей Европы и Америки отдых в национальных парках и других особо охраняемых природных территориях является одним из самых популярных. В целом в мире активно развивается экотуризм (экологический туризм).

    Список использованной литературы

    1. Велиева Д.С. Конституционно-правовые вопросы реализации права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду в России: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2001. 27 с.
    2. Воронцова О.В. К вопросу о правомерности взимания платы за посещение национального парка (на примере ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва») // Культура: управление, экономика, право. 2014. № 1. С 9–12.
    3. Жуковский А.Ю. Особенности взимания платы за посещение особо охраняемых природных территорий в Республике Крым // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. 2018. Т. 62. № 2. С. 179–185.
    4. Уханов И.С. О правовом регулировании экологического туризма в пределах особо охраняемых природных территорий // Журнал правовых и экономических исследований. 2023. № 3. С. 101–106.
    5. Уханов И.С. О реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду в пределах особо охраняемых природных территорий // Права человека и правоохранительная деятельность: сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф. памяти профессора А.В. Зиновьева, (г. Санкт-Петербург, 24 мая 2012 г.). СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД РФ, 2012. C. 189.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2