ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Искусственный интеллект в образовательной деятельности

Artificial Intelligence in Educational Activities



Л.Ю. Монахова
L.Yu. Monakhova
lira.monahova@gmail.com
доцент, кафедра математики и инженерной графики, Военная академия связи, доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ
Associate Professor, the Department of Mathematics and Engineering Graphics, Budyonny Academy of the Signal Corps, Doctor of Sciences in Pedagogy, Professor, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • адаптация
  • искусственный интеллект
  • образование
  • образовательные программы
  • обучение педагогов
  • персонализация
  • перспективы
  • практика
  • проверка заданий
  • риски
  • технологии
  • Keywords:

  • adaptation
  • artificial intelligence
  • education
  • educational programs
  • training educators
  • personalization
  • perspectives
  • practice
  • test of knowledge
  • risks
  • technologies
  • Вопросы разработки и внедрения в практику жизнедеятельности человека технологий, связанных с искусственным интеллектом (ИИ), исключительно актуальны для современного этапа развития общества. В статье представлена краткая характеристика правовых актов отдельных стран, в которых рассматриваются вопросы использования ИИ в деятельности человека. Проведен анализ мнений специалистов, касающихся проблем внедрения ИИ в систему образования, среди которых выделены как положительные, так и отрицательные аспекты. Рассмотрены отдельные примерны реализации технологии ИИ в образовательной практике. В качестве методов исследования продуктивно использованы анализ нормативно-правовой базы индустриально развитых стран в области развития и распространения искусственного интеллекта; методы синтеза и дедукции проблем и перспектив развития искусственного интеллекта в образовании, отраженных в научных работах педагогической направленности. Выводы статьи могут быть полезны педагогам, администраторам образовательных организаций и другим заинтересованным лицам в понимании преимуществ и недостатков использования искусственного интеллекта в образовании, а также в принятии обоснованных решений по его применению в своей практике.

    The development and implementation of technologies related to implementation of artificial intelligence (AI) into human life practice are of the exceptional relevance for the modern stage of development of the society. The article presents a brief description of legal acts in selected countries, wherein the matters of implementing AI into human activities are being considered. The study provides analysis of expert opinions related to introducing AI into the educational system among which both positive and negative aspects have been highlighted. As research methods the author productively uses analysis of the legal framework of industrially developed countries especially in the field of development and distribution of artificial intelligence, methods of synthesis and deduction of problematic issues along with perspectives of the development of AI in educational practices, reflected in scientific works of pedagogical orientation. The conclusions of the article might be useful for educators, administrators of educational organizations and other interested parties to understand advantages and disadvantages of the use of AI in educational practices and helpful in making reasoned decisions dealing with implementation of AI in their practices.

    Обзор статьи

    Актуальность темы статьи связана с быстрым развитием искусственного интеллекта (далее – ИИ) и его применением в образовании. Использование ИИ позволяет повысить доступность, улучшить эффективность и качество образовательного процесса, позволяет создать персонализированные программы обучения, автоматизировать рутинные процессы и выявлять слабые места в обучении.
    Статья представлена Введением, в котором описана краткая характеристика правовых актов индустриально развитых стран, регулирующих вопросы использования ИИ в деятельности человека; автором указаны методы исследования, среди которых анализ законодательных документов, методы синтеза и дедукции, позволившие выделить перспективы и обозначить проблемы использования искусственного интеллекта в образовании. Раздел «Результаты исследования» содержит анализ выделенных работ разных авторов по проблемам перспектив и рисков опоры на ИИ в образовательном процессе. В разделе «Обсуждение» рассмотрены отдельные направления, по которым развивается применение искусственного интеллекта в образовании, и приведены примеры его использования на практике, также названы некоторые системы ИИ, ориентированные на употребление в сфере образования.
    В заключении систематизированы позитивные и негативные стороны использования искусственного интеллекта в системе образования, сделан вывод о необходимости законодательного регулирования использования ИИ во благо человечества, а также указаны перспективы дальнейшего исследования проблем, связанных с внедрением технологий ИИ в образовательную практику.

    Список использованной литературы

    1. Гавриков А.Л., Монахова Л.Ю. Актуальные направления и практические механизмы цифровой трансформации образования // Человек и образование. 2023. № 4. С. 118–124.
    2. Гуреева Ю.В., Бевза Д. ЕС согласовало первый в мире закон об искусственном интеллекте. URL: https://rg.ru/2024/03/14/evroparlament-utverdil-pervyj-v-mire-zakon-ob-ii.html (дата обращения: 30.04.2024).
    3. Кораблева М. В Европе одобрили первый в мире законопроект об искусственном интеллекте. URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/65f30d409a7947b1c0d690ed (дата обращения: 30.04.2024).
    4. Коровникова Н.А. Искусственный интеллект в образовательном пространстве: проблемы и перспективы // Социальные новации и социальные науки. ИНИОН РАН. 2021. № 2. С. 98–113.
    5. Корчагин С.А. Анализ тенденций применения технологий искусственного интеллекта в образовательной сфере // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2021. № 1. С. 37–42.
    6. Соколов Н.В., Виноградский В.Г. Искусственный интеллект в образовании: анализ, перспективы и риски в РФ // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-2. С. 166–169.
    7. Ущеко А.В. Искусственный интеллект в образовании. Применение искусственного интеллекта для обеспечения адаптивности образования // Вестник науки. 2023. № 6 (63) С. 859–866.
    8. Фетисов В. Президент США подписал первый указ по регулированию ИИ – он защитит людей и поможет в развитии инноваций. URL: https://3dnews.ru/1095218/prezident-ssha-predstavil-ukaz-v-sfere-regulirovaniya-ii (дата обращения: 30.04.2024).
    9. Шевцев Н. Регулирование нейросетей в Китае. URL: https://texterra.ru/blog/pravovoe-regulirovanie-iskusstvennogo-intellekta-v-kitae.html (дата обращения: 30.04.2024).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2