ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Суверенизация искусственного интеллекта: правовые проблемы текущего момента

Soverenization of Artificial Intelligence: Current Legal Issues



А.В. Кузьмин
A.V. Kuzmin
ak78rus@gmail.com
зав. кафедрой гражданско-правовых дисциплин, Государственный институт, экономики, финансов, права и технологий, кандидат юридических наук, доцент
Head, the Department of Civil Law Disciplines, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Ph.D. in Law, Associate Professor
Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • искусственный интеллект
  • технологии искусственного интеллекта
  • суверенизация права
  • государственный суверенитет
  • суверенизация искусственного интеллекта
  • стратегия научно-технологического развития
  • Keywords:

  • artificial intelligence
  • artificial intelligence technologies
  • soverenization of law
  • state sovereignty
  • soverenization of artificial intelligence
  • strategy of scientific and technological development
  • В статье рассмотрены вопросы суверенизации технологий искусственного интеллекта. Сделан вывод о том, что суверенизация искусственного интеллекта представляет собой, во-первых, процесс достижения государством полного контроля над разработкой, использованием и распространением технологий искусственного интеллекта, включающий в себя создание регуляторных органов, разработку законодательства и установление стандартов безопасности, а также контроль за исключением использования иностранных технологий искусственного интеллекта в ключевых сферах общественной жизни. Во-вторых, суверенизация искусственного интеллекта – это движение к состоянию исключения иностранных технологий искусственного интеллекта из критически важных сфер общественно-политической и экономической жизни общества. Автор приходит к выводу о необходимости установления жесткой ответственности за создание и использование автономных систем искусственного интеллекта, особенно функциональных самовоспроизводящихся оболочек.

    The article discusses soverenization related issues covering artificial intelligence technology. It is concluded that soverenization of artificial Intelligence is first of all a process wherein the state achieves full control over the development, implementation and further spread of artificial intelligence technology. The procedure includes formation of regulatory bodies, development of legislation and establishment of security standards. The approach provides for exercising control over non-use of foreign artificial intelligence technologies in the key areas of public life. Secondly, soverenization of artificial intelligence is considered to be a move towards the state of excluding foreign artificial technologies from critical domains of social political and economic life of the society. The authors come to the conclusion that it is necessary to impose strict liability for creation and implementation of artificial intelligence especially relating to functional self-replicating shells.

    Обзор статьи

    В условиях вихреобразного развития современных общественных отношений, характеризующегося усилением тенденций геополитического противостояния Востока и Запада, одним из факторов влияния на экономику, политику, культуру выступают новые технологии. Среди них важное место занимают технологии, связанные с искусственным интеллектом. Не обошло такое воздействие юридическую науку и практику. Более того, в условиях корректирующего воздействия новых технологий на научную мысль и практическую юридическую деятельность факторам, обеспечивающим безопасность государства и общества, необходимо уделять особое внимание.
    К числу таких факторов относят как широкие сферы общественных отношений (экономические, политические, социальные), так и узкие институциональные условия детерминации национальной безопасности: политику [1; 3], государственно значимую деятельность [8; 14], институциональность и атрибутивность власти [9; 11], другое [6; 7; 12; 13]. Одним из таких факторов выступает государственный суверенитет, который складывается из целого ряда элементов, обеспечивающих в совокупном взаимодействии его (государственного суверенитета) конструктивную модель. К этим элементам относят экономический, политический, информационный, экологический, научный, образовательный, продовольственный, иные виды суверенитета. В данном единовекторном движении к достижению государственного суверенитета особое место занимают суверенизация права и суверенизация ключевых технологических процессов.
    Суверенизацию права следует рассматривать как «движение правовой системы в сторону сокращения зависимости от воздействия внешних и внутренних акторов, создаваемых ими институтов давления на правотворческую и правоприменительную волю государства» [4, с. 44]. Представляется очевидным, что возможность сократить или исключить подобную зависимость от внешних акторов напрямую зависит от ограничения или запрещения технологий, оказывающих негативное воздействие на сферу национальной экономики, культуры, права. Ограничение и запрещение такого рода технологий видится возможным лишь в случае контроля государства над ними, который заключается в следующем:
    а) определении критически значимых для государства и общества сфер общественных отношений, включая определение стратегических границ государственного интереса;
    б) регламентации технологических процессов в некритических сферах общественных отношений, включая определение критериев допуска иностранных (несуверенных) технологий для осуществления деятельности в соответствующих сферах;
    в) регламентации технологических процессов в стратегических сферах общественных отношений, включая определение способов противодействия и запретов тех или иных технологий в таких сферах.
    Определяя критически значимые сферы общественных отношений, государство устанавливает собственные стратегические границы, которые «прямо зависят оттого, насколько далеко простирается его политическая мощь. Чем мощнее государство, тем дальше располагаются его стратегические фронтиры за пределами своих госграниц. И тем масштабнее стратегическое пространство, на которое такая страна оказывает экономическое, политическое, социально-культурное влияние.

    Список использованной литературы

    1. Гапоненко Л.Б. Развитие социальной политики государства как фактор обеспечения национальной безопасности // Состояние, проблемы и перспективы развития современных социально-экономических процессов: монография / Л.П. Андрианова [и др.]. Петрозаводск: Новая наука, 2019. С. 166–180.
    2. Забайкин Ю.В., Лунькин Д.А. Правосубъектность искусственного интеллекта // Вопросы российского и международного права. 2023. Т. 13. № 1-2-1. С. 215–221. DOI 10.34670/AR.2023.15.88.028.
    3. Коломейцева Н.А. Аграрная политика России как фактор обеспечения безопасности государства в современных условиях // World Science: proceedings of articles the international scientific conference (Karlovy Vary – Moscow, 29–30 June 2016) / ed. L.D. Kurbatova, T.G. Popova, I.V. Abakumova. Karlovy Vary, Киров: Международный центр научно-исследовательских проектов, 2016. С. 259–262.
    4. Кузьмин А.В. Теоретико-правовые проблемы суверенизации права в современных геополитических условиях // Журнал правовых и экономических исследований. 2023. № 2. С. 38–44.
    5. Кузьмин А.В., Грызунова Е.В., Смирнова Е.М. Цифровые технологии в правовой сфере // Социология и право. 2022. Т. 14. № 2. С. 207–213. DOI 10.35854/2219-6242-2022-2-207-213.
    6. Медведев А.В., Чистов И.В. Социальное обеспечение военнослужащих как фактор поддержания обороноспособности и безопасности государства в современных экономических условиях // Наука и военная безопасность. 2020. № 4(23). С. 107–111.
    7. Николаев М.В. Военно-патриотическое воспитание молодежи как фактор обеспечения безопасности российского государства// Инновационные достижения науки и техники АПК: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. (Кинель, 12 декабря 2017 г.). Кинель: Самарская государственная сельскохозяйственная академия, 2018. С. 501–504.
    8. Плотникова Т.В., Парамонов А.В. Миротворческая деятельность частных военных компаний как фактор обеспечения безопасности государства // Государственно-правовые исследования. 2018. № 1. С. 172–176.
    9. Полякова Т.М. Правосубъектность государства как фактор обеспечения национальной безопасности // История государства и права. 2009. № 19. С. 39–43.
    10. Понкин И.В., Редькина А.И. Искусственный интеллект с точки зрения права // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2018. Т. 22. № 1. С. 91–109.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2