ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Эффективность деятельности государственных музейных учреждений в условиях рыночной экономики

Efficiency of State Museums under Market Economy



Ю.А. Иванова
Yu.A. Ivanova
mishka19_78@mail.ru
сотрудник Сектора специальных мероприятий Государственного Эрмитажа, член Союза дизайнеров России
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Определены и проанализированы показатели эффективности деятельности государственных музейных учреждений в условиях рыночной экономики.
We define and analyze efficiency indicators of state museums activity under market economy.

Ключевые слова:

  • сфера культуры
  • государственные музейные учреждения
  • реформы
  • рыночная экономика
  • государство
  • эффективность деятельности
  • Keywords:

  • sphere of culture
  • state museums
  • reforms
  • market economy
  • state
  • efficiency
  • Обзор статьи

    Одной из стратегических задач бюджетной реформы Российской Федерации является повышение эффективности расходования бюджетных средств, что, в свою очередь, связано с внедрением принципов и процедур управления по результатам. Новые принципы, заложенные в Бюджетном кодексе Российской Федерации, ставят сферу культуры перед необходимостью обосновывать выделение бюджетных средств конкретными результатами деятельности и делают ее равноправным конкурентом в борьбе за распределение бюджетных средств. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет государственное (муниципальное) задание как «документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг» [1. С. 8]. Таким образом, рыночная экономика привносит понятие эффективности и результативности в деятельность музейных учреждений.
    Несмотря на то, что государственные музейные учреждения, как и все некоммерческие организации, целью своей деятельности видят реализацию социальной идеи, а не получение прибыли, тем не менее, экономический приоритет в деятельности организаций сферы культуры является естественным и необходимым в условиях рыночной экономики.
    Для определения общей эффективности музейной деятельности прибегают к оценке нескольких видов эффективности (социальной, экономической, организационной, технической), которые в комплексе позволяют представить полную картину деятельности государственного музейного учреждения за рассматриваемый период.
    Музеи – учреждения сугубо социальные, они обеспечивают достижение социально значимых целей, эффекты и результаты которых не могут измеряться только экономической эффективностью. Выполнение музеем своей социальной задачи предполагает максимальную доступность самых широких слоев населения к имеющимся культурным ценностям, а также выполнение хранительской функции, независимо от спроса на музейные услуги.
    Социальная эффективность – индикатор, показывающий способность учреждения достигать поставленные перед ним социальные и общественно значимые цели. Для анализа социальной эффективности культурных услуг можно использовать различные показатели: индикатор социальной активности, коэффициент социальной рентабельности, индекс социальности Вайсброда и др.
    Индекс социальности Вайсброда рассчитывается [6. С. 141] как отношение финансовых поступлений от создания общественных благ к доходам от выпуска частных благ. Индекс социальности Вайсброда был рассчитан нами для Государственного Эрмитажа по данным за 2006–2010 годы (табл. 1) [3]. Расчеты показали, что самое высокое значение (за исследуемый период) индекса социальности сопряжено с наименьшим показателем (за указанные годы) уровня доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и наоборот, наименьшее значение индекса социальности наблюдается на фоне максимального показателя доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности [3].

    Список использованной литературы

    1. Игнатьева Е.Л., Коваль В.О. Стандарты качества бюджетных услуг в области культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. 2008. № 10.
    2. Кочева Е.Ю. Стандарт ресурсного обеспечения культурно-досуговых мероприятий // Справочник руководителя учреждения культуры. 2009. № 11.
    3. Отчёт Государственного Эрмитажа за 2000 – 2010 годы. СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2011.
    4. Стриженков Р.В. Оценка качества услуг учреждений культуры с использованием методики SERVQUAL // Справочник руководителя учреждения культуры. 2008. № 7.
    5. Тихонов В.В. Проблемы эффективности работы музеев России в современных условиях. Иркутск: Изд-во «Макаров», 2002.
    6. Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: российский и зарубежный опыт. СПб.: Алетейя, 2006.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2