ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

К вопросу об истории развития и современном состоянии отечественной методики преподавания русского языка как иностранного

On the History of Development and Current State of Domestic Methods of Teaching Russian as a Foreign Language



Н.А. Цыганова
А.В. Зыкин
N.A. Tsyganova
A.V. Zykin
nats-2012y@yandex.ru
zykinalex@mail.ru
профессор, Шэньянский аграрный университет, доктор сельскохозяйственных наук, доцент
зав. кафедрой иностранных языков, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доктор культурологии, доцент
Professor, Shenyang Agricultural University, Doctor of Agricultural Sciences, Associate Professor
Head, the Department of Foreign Languages, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Cultural Studies, Associate Professor
г. Шэньянь, КНР
Гатчина
Shenyang, China
Gatchina

Ключевые слова:

  • процесс обучения
  • русский язык как иностранный
  • история развития методов преподавания
  • научно-методические школы
  • образовательная среда
  • культурная среда
  • обучение иностранцев
  • Keywords:

  • process of teaching
  • Russian as a foreign language
  • history of the development of methods of teaching
  • scientific and methodological schools
  • educational environment
  • cultural environment
  • teaching foreigners
  • В статье представлен исторический анализ развития методов преподавания русского языка как иностранного. На основе обзора педагогических исследований в этой области авторы подробно рассматривают процесс обучения иностранцев русскому языку в период с XIX века и до настоящего времени, анализируют различные подходы к данному процессу и соответствующие научно-методические школы. Авторы приходят к выводу, что преподавание РКИ на современном этапе представляет собой активно совершенствующуюся область научных исследований и определяют ключевые исследовательские тенденции, отмечая также, что не менее значимую роль в организации обучения и адаптации иностранных студентов играет использование образовательной и культурной среды.

    The article presents a historical analysis of the development of methods of teaching Russian as a foreign language. Based on the review of relevant pedagogical research the authors discuss in details the process of teaching Russian to foreigners from the 19-th century to the present day and analyze different approaches to this process as well as related scientific and methodological schools. The authors conclude that teaching RFL at the present stage is an actively developing field of scientific research with key research tendencies being defined. Furthermore, it is also noted that the educational and cultural environment plays an equally important role in the organization and adaptation of foreign students.

    Обзор статьи

    Настоящая работа представляет собой попытку систематизации и анализа становления в России системы преподавания русского языка как иностранного (РКИ). Отмечается, что в XX в. русский язык приобрел статус одного из мировых языков и вошел в пятерку наиболее популярных языков мира наряду с английским, испанским, французским и китайским языками.
    Подчеркивается, что русский язык вызывает определенные и значительные трудности у людей в процессе его изучения представителями других лингвокультурных сообществ. Обуславливается это сложностью внутренних структур данного языка, его систем: фонологической, морфологической, синтаксической и дискурсом.
    Отмечается, что формирование методической науки обучения РКИ относится ко второй половине прошлого столетия и связано с рядом ученых и школ. Среди ведущих отметим: методику Б.В. Беляева, которая остается ведущей в обучении РКИ в условиях продолжительного образовательного процесса. Кроме того, существенный вклад в развитие методики был внесен такими известными отечественными учеными, как В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова, Е.И. Мотина, Г.И. Рожкова, В.В. Добровольская, С.А. Хавронина, Т.А. Вишнякова, Г.Г. Городилова и др. Интересна континическая концепция слова, разработанная Е.М. Верещагиным и В.Г. Костомаровым. Г.Г. Городилова указывала, что каждый из этапов обучения определяется в соответствии с решаемыми задачами.
    В 70-80-х годах прошлого века Г. Лозанов, болгарский ученый, внес значительный вклад в развитие методики интенсивного обучения РКИ с помощью метода суггестологии. Методика Г.А. Китайгородской предлагает применять на практике различные виды интерактивных упражнений, способствующих активизации когнитивных и эмоциональных ресурсов обучающихся. Указанная методика выстраивается на принципе коллективного интеллекта, в котором каждый участник группы вносит собственный вклад для обеспечения более эффективного обучения. Указывается, что в исследованиях отечественных ученых-методистов выделяются четыре отдельных аспекта обучения русскому языку как иностранному.
    Авторы приходят к выводу, что преподавание РКИ на современном этапе представляет собой активно совершенствующуюся область научных исследований и определяют ключевые исследовательские тенденции, отмечая также, что не менее значимую роль в организации обучения и адаптации иностранных студентов играет использование образовательной и культурной среды.

    Список использованной литературы

    1. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965. 227 с.
    2. Васильева Т.В. Учет вербально-семантического уровня при моделировании базового портрета языковой личности специалиста инженерного профиля в целях создания модульных тестов // Проблемы преподавания русского языка в вузах инженерного профиля: материалы городского науч.-метод. семинара, Москва, 19–20 февраля 2003 г. / под ред. Г.М. Левиной. М.: Янус-К, 2003. С. 58–72.
    3. Васильева Т.В. Учет когнитивного уровня при моделировании базового портрета языковой личности специалиста инженерного профиля в целях создания модульных тестов // Проблемы преподавания русского языка в вузах инженерного профиля: материалы городского науч.-метод. семинара, Москва, 19–20 февраля 2003 г. / под ред. Г.М. Левиной. М.: Янус-К, 2003. С. 39–48.
    4. Васильева Т.В. Учет прагматического и коммуникативного уровней при моделировании базового портрета языковой личности специалиста инженерного профиля в целях создания модульных тестов // Проблемы преподавания русского языка в вузах инженерного профиля: материалы городского науч.-метод. семинара, Москва, 19–20 февраля 2003 г. / под ред. Г.М. Левиной. М.: Янус-К, 2003. С. 49–57.
    5. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция речеповеденческих тактик. М.: Рус. язык, 1990. 84 с.
    6. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория слова. М.: Рус. язык, 1980. 320 с.
    7. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Рус. язык, 1976; 1983; 1990; 2001. 246 с.
    8. Дейкина А.Д. Основные тенденции в современной методике преподавания русского языка как иностранного // Актуальные проблемы обучения русскому языку как иностранному и русскому языку как неродному: сб. статей / отв. ред. Л.С. Крючкова. М.: ИИУ МГОУ, 2017. С. 53–57.
    9. Иванова Т.М. Культуроведческий аспект обучения русскому языку студентов-иностранцев как составляющая современной лингводидактики // Актуальные проблемы обучения русскому языку как иностранному и русскому языку как неродному: сб. статей. М.: Московский государственный областной университет, 2017. С. 72–78.
    10. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 1986. 101 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2