ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Эволюция термина «визуализация» как предпосылка исследования проблемы развития познавательной активности учащихся с помощью заданий на визуализацию учебного текста

Evolution of Visualization Term as Premise for Researching Problematic Issues of Developing Cognitive Activity of Students Based on Educational Texts Visualization Tasks



Т.Г. Галактионова
T.G. Galaktionova
t.galaktionova@spbu.ru
профессор института педагогики, Санкт-Петербургский государственный университет, доктор педагогических наук
Professor, Institute of Pedagogics, Saint-Petersburg State University, Doctor of Pedagogical Sciences
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • процесс обучения
  • визуализация
  • познавательная активность
  • учебный текст
  • искусственный интеллект
  • педагогическое проектирование
  • Keywords:

  • education process
  • visualization
  • cognitive activity
  • educational text
  • artificial intelligence
  • pedagogical design
  • Эволюция термина «визуализация» рассмотрена в статье как теоретическая предпосылка исследования развития познавательной активности учащихся с помощью заданий на визуализацию учебного текста.
    Содержание работы отражает замысел и стартовый этап заявленного исследования. Анализ понимания термина «визуализация» строится на основе графического представления данных, полученных с помощью визуализации изменений в текстах с учетом времени. Описаны ключевые проявления изменений контекстного содержания термина «визуализация» в отечественных публикациях за период с 1900 по 2009 годы.

    The evolution of the term Visualization is discussed as a theoretical premise for the research of the development of cognitive activity of students by means of tasks aimed at visualization of educational texts. The content of the article reflects the idea and the starting phase of the research. The analysis of the term Visualization is based on the graphical presentation of data, obtained using visualization of changes in the texts with time being taken into account. The work describes key manifestations of changes in the context of the term visualization in domestic publication for the period from 1990 to 2009.

    Обзор статьи

    Актуальность темы обусловлена высоким уровнем популярности термина «визуализация» в различных сферах науки и практики и дефицитом знания об эволюции этого термина на протяжении ХХ – начала ХХI вв. Описание процесса эволюции междисциплинарного контекста термина «визуализация» позволяет выявить и продемонстрировать различные примеры использования этого термина, которые предшествовали его введению в сферу педагогической деятельности. Эволюция термина рассматривается как предпосылка исследования проблемы развития познавательной активности учащихся с помощью заданий на визуализацию учебного текста.
    Статья состоит из введения, общей характеристики объекта, материалов и методов исследования, представления основных результатов исследования, выводов и заключения.
    Разговор о визуализации строится на основе графической визуализации данных, полученных с помощью поисковых систем. Описаны изменения контекстного содержания использования термина «визуализация» в отечественных публикациях за период с 1900 по 2009 гг.
    На основании полученных результатов делается вывод о характере эволюции термина «визуализация» от естественно-научного и технического до социо-гуманитарного содержания. Логическим продолжением данного «вектора» становится обращение к визуализации в сфере образования.
    Вклад автора в развитие темы заключается в разработке концепции исследования (формулирование идеи, исследовательских целей и задач);в проведении инструментального исследования для графической визуализации частоты использования термина «визуализация» в различные периоды времени; в анализе содержания контекста данного термина и систематизации полученных данных, а также в обобщении и интерпретации результатов исследования, в формулировке выводов.

    Список использованной литературы

    1. Казакова Е.И. Тексты новой природы: проблемы междисциплинарного исследования // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 4. С. 102–109.
    2. Кан М.Н. Технический анализ. Просто и ясно / пер. с англ. СПб.: Питер, 2008.
    3. Касьянов В.Н., Касьянова Е.В. Визуализация графов и графовых моделей. Новосибирск: Сибирское научное издательство, 2010.
    4. Кондратенко О.А. Дидактические принципы реализации когнитивной технологии в дистанционном обучении студентов // Теория и практика общественного развития. 2013. № 6. С. 84–88.
    5. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 320 с.
    6. Миловская О.С. Визуализация архитектуры и интерьеров в 3ds Max 9. СПб.: БХВ-Петербург, 2007. 384 с.
    7. Осипова С.И. [и др.]. Познавательная активность как объект педагогического анализа // Гуманизация образования. 2016. №. 2. С. 89–96.
    8. Сырина Т.А. Когнитивная визуализация: сущность понятия и его роль в обучении языку // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. №. 7 (172). С. 81–85.
    9. Творческий процесс и художественное восприятие. Россия: Nauka. АН СССР, Науч. совет по истории мировой культуры, Комис. комплекс. изуч. худож. творчества / отв. ред. Б.Ф. Егоров [и др.]. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1978. 278 с.
    10. Трайндл А. Нейромаркетинг: визуализация эмоций. М.: Альпина Паблишер, 2016.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2