ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Анализ современных тенденций внедрения цифровых инноваций в сфере услуг

Analysis of Current Trends of Digital Innovations Introduction in Service Sector



А.В. Кучумов
М.В. Волошинова
A.V. Kuchumov
M.V. Voloshinova
arturspb1@yandex.ru
voloshinova@unecon.ru
доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, доцент, кандидат экономических наук
доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, доцент, кандидат экономических наук
senior lecturer, the Department of Economics and Management in Service Sector, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics, associate professor
senior lecturer, the Department of Economics and Management in Service Sector, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics, associate professor
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • сфера услуг
  • инновации
  • туризм
  • цифровизация
  • экономика
  • технологии
  • цифровое общество
  • услуги
  • Keywords:

  • service sector
  • innovations
  • tourism
  • digitalization
  • economy
  • technologies
  • digital society
  • services
  • В статье описывается специфика инноваций в эпоху цифровизации и обозначается роль цифровых инноваций в сфере услуг. Раскрывается типология инноваций, их сущность и целеполагание при разработке, определяется их положение в сфере услуг. Приводятся примеры актуальных для сферы услуг направлений, типология разработок, а также определяются современные тенденции их развития на международном рынке. Выявляются ключевые тренды развития цифровых инноваций на современном рынке услуг.

    We describe the specifics of innovations in the digitalization era and specify the role of digital innovations in the service sector. The typology of innovations is presented, their essence and goal setting at the development stage are revealed, their position in the service sector is determined. We give examples of relevant development trends, distinguish the development types and determine the current trends in the international market. The key trends of digital innovations development in the modern service market are identified.

    Обзор статьи

    Цифровизация как явление прочно закрепилась в современном мире и позволяет контролировать и управлять системами, обеспечивать функционирование большей части областей экономики. Одна из таких областей постиндустриального информационного мира – сфера услуг, которая динамично развивается, требуя новых решений для оптимизации производственных процессов и удовлетворения потребностей клиента.
    В то время как многие социальные и юридические вопросы в сфере услуг решаются людьми, современные технологии, искусственный интеллект и автоматизированные системы позволяют прийти к более конкретному ответу, систематизировать и архивировать данные, осуществлять процессы по предоставлению услуг удаленного доступа и т.д. Многие эксперты сходятся во мнении, что наработанные годами результаты преобразований сферы услуг посредствам активизации инновационных и цифровых технологий на общемировом уровне на основании производств отражают заметное увеличение показателей эффективности функционирования предприятий. Связность компонентов структуры функционирования предприятий, которые представляют качественное внедрение инноваций и последующее изменение показателей, позволяют определить высокую степень актуальности этого исследования.
    Прежде всего, необходимо разобраться в трактовке понятий «цифровизация» и «инновации». Примечательно, что цифровизация в словарном толковании представляет собой переход с аналоговой формы передачи информации на цифровую [4]. В основном, первичный уровень интерпретации понятия является таковым, но более полное определение предполагает, что цифровизация (диджитализация) – это преобразование данных и процессов в формы, доступные для цифровой среды, изменение формы информационных массивов и перевод процессов с целью записи, хранения и передачи данных, систематизации процессов на производстве и в итоговом варианте оптимизация временных, человеческих и финансовых ресурсов. Инновации – это результаты финансирования, разработки и внедрения нового знания на практический уровень жизнедеятельности. Логика этого определения приводит к тому, что инновацией можно считать нововведение или комплекс нововведений, которые создаются, распространяются и используются в разных сферах жизни для повышения качества, упрощения, ускорения процессов и сокращение использования ресурсов в процессе жизнедеятельности или производства.
    Изучив возможные интерпретации термина, важно подчеркнуть, что наиболее близкое авторам традиционное научное определение было дано в экономической теории Й. Шумпетера. По мнению австрийского экономиста, инновация является новой научно-организационной комбинацией производственных факторов, стимулируемой духом предпринимательства. За данным восприятием явления следует, что исследователь приравнивает новые факторы производства к традиционным и подчеркивает их высокоэффективность с точки зрения развития предпринимательства и закрепления позиций на рынке. По мнению других исследователей, таких как Дж. Б. Кларк и К. Фримен, предприятие может считаться успешным, если проявляет активность, которая, бесспорно, отражается на развитии рынка в целом и на росте прибыли, скорости реализации процессов, востребованности товара [1; 5].

    Список использованной литературы

    1. Кларк Дж.Б. Американская школа предельной производительности. Экономическое учение. Очерки экономической теории, 1924. URL: https://econom-lib.ru/ history-of-economic-thought/8-52/ (дата обращения: 08.01.2024).
    2. Романченко С.В. Новшества, нововведения, инновации: определения и сущность // Молодой ученый. 2012. №4 (39). С. 166–168. URL: https://moluch.ru/archive/ 39/4578/?ysclid=lr4r8k3at9627176201 (дата обращения: 07.01.2024).
    3. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития: Для научных библиотек // Экономика / пер.: В.С. Автономов, М.С. Любский, А.Ю. Чепуренко. М.: Прогресс, 1982.
    4. Цифровизация. URL: https://official. academic.ru/29422/Цифровизация?ysclid= lr4pv350n33756673 04 (дата обращения: 08.01.2024).
    5. Якобсон А.Я., Кириллова Т.К. Инновационный менеджмент: учебное пособие. М.: Омега-Л, 2012. 176 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007514553?ysclid=lr4x1fyqro988898172 (дата обращения: 08.01.2024).
    6. Ястребова М.И. Сущность и цели инноваций // Студенческий научный форум: материалы VIII Междунар. студ. науч. конф. URL: https://scienceforum.ru/ 2016/article/2016019081?ysclid= lr4rt4nukw791680423 (дата обращения: 07.01.2024).
    7. Informative source «Start Us insights». Top 9 travel trends & innovations in 2023. URL: https://www.startus-insights. com/innovators-guide/travel-trends-innovation/ (дата обращения: 08.01.2024).
    8. Gutierriz I., Ferreira J.J., Fernandes P.O. Digital transformation and the new combinations in tourism: A systematic literature review // Sage Journals. Department of Management and Economics, University of Beira Interior, Portugal, 2023. URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/14673 584231198414 (дата обращения: 08.01.2024).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2