ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Анализ сферы туристических услуг Ленинградской области

Analysis of Tourist Services in Leningrad Region



П.В. Жуков
Л.А. Арапова
P.V. Zhukov
L.A. Arapova
spb1979@yandex.ru
lyubov_arapova_5@mail.ru
генеральный директор туроператора «Терра», старший преподаватель кафедры социально-культурного сервиса и туризма, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
доцент кафедры управления сервисом, туризмом и гостиничным делом, СЗИУ Российской академии народного хозяйства и государственной службы, кандидат экономических наук
director general, tour operator “Terra Holiday”, senior teacher, the Department of Socio-Cultural Service and Tourism, A. Pushkin Leningrad State University
senior lecturer, the Department of Management of Service, Tourism and Hotel Business, RANEPA, PhD in Economics
Санкт-Петербург, Пушкин
Санкт-Петербург
St. Petersburg, Pushkin
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • туризм
  • услуги для туристов
  • статистика
  • коллективные средства размещения
  • туроператоры
  • глэмпинг
  • Ленинградская область
  • Keywords:

  • tourism
  • services for tourists
  • statistics
  • collective accommodation facilities
  • tour operators
  • glamping
  • Leningrad region
  • В статье представлен анализ сферы услуг туризма в Ленинградской области, а именно – туроператоров, турагентов и коллективных средств размещения. Сравниваются статистические данные официальных источников и данных системы Спарк-Интерфакс. На основе проведённого анализа дается объяснение соответственных количественных показателей и анализируется динамика сокращения и увеличения компаний, работающих на рынке региона.

    We present the analysis of tourist services in Leningrad region, namely, tour operators, travel agents and collective accommodation facilities. The statistical data from official sources and Spark-Interfax system is compared. On the basis of the analysis we provide an explanation of relevant quantitative indicators and analyze the dynamics of reduction and increase of companies operating in the regional market.

    Обзор статьи

    Анализ сферы туризма Ленинградской области затрагивает данные с 2017 по 2023 гг. и разбит на 4 группы:
    1. Анализ коллективных средств размещения области – юридических лиц.
    2. Анализ коллективных средств размещения области – индивидуальных предпринимателей.
    3. Анализ туристических компаний области – юридических лиц.
    4. Анализ туристических компаний области – индивидуальных предпринимателей.
    Более подробно рассмотрены такие средства размещения, как глэмпинги, интерес инвесторов к которым связан с тем, что они отвечают запросам потребителей на «постковидный» отдых (природа, мало людей, оздоровление). Главное их преимущество – это отдых на природе в условиях «трехзвездочной» гостиницы с соответствующими услугами. Также инвестиции ниже, чем у обычных отелей – от 20 млн руб. и срок окупаемости вполне приемлемый – около 4–5 лет.
    Анализ показал, что количество юридических лиц, оказывающих гостиничные услуги, снижается начиная с 2017 г. с 254 до 243 штук, причем тенденция началась еще до ковида. Во время пандемии спрос из Санкт-Петербурга переместился в область с учетом тенденций тех лет – уход от массовости и «скопления» людей.
    Что касается индивидуальных предпринимателей, то несмотря на снижение количества средств размещения, цифры не стали ниже показателей 2017 г., а по результатам 2022 и 2023 гг. мы уже видим рост до 285 объектов, что связно как частичным с закрытием границ с соседними странами (Финляндия, Эстония), так и мощным трендом на внутренний туризм
    Рынок туристических компаний показал, что количество индивидуальных предпринимателей в сфере туризма начиная с 2017 г. имеет неустойчивую динамику, на этапе до 2019 г. идет увеличение в среднем на 30-40 показателей и, достигнув в 2019 г. цифры 315, снижается до 282 и далее до 290 организаций к 2023 г. Причина падения – ковидные ограничения, снижение турпотка по всем субъектам РФ, что и привело к закрытию части ИП, по итогам 2022 г. тенденции к снижению сохранились, что связано с проведением специальной военной операцией.
    Касательно юридических лиц, то мы имеем следующую динамику их количества: в 2017 г. – 254 компании, в 2019 г. – 250, и сначала пандемии снижение до 242 и далее 213 компаний (в 2023 г.), т.е. закрылось 37 юридических лиц. Также предполагаем, что по результатам 2024 г. снижение количества участников рынка закончится по причине развития рынка въездного туризма и запуска электронных виз.

    Список использованной литературы

    1. Глэмпинги России. URL: https://глэмпинг.рф (дата обращения: 25.11.2023).
    2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1989. 708 c.
    3. Информационная группа Интерфакс. URL: https://spark-interfax.ru/statistics /region/41000000000 (дата обращения: 25.11.2023).
    4. Карх Д.А. Теоретические основы развития сущности услуг торговли // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2010. № 7(183).
    5. Комсомольская правда в Санкт-Петербурге. URL: https://www.spb.kp.ru/daily/ 27507/4767910/ (дата обращения: 25.11.2023).
    6. Министерство экономического развития Российской Федерации. Реестр гостиниц. URL: https://fsa.gov.ru/use-of-technology/elektronnye-reestryy/reestr-klassifitsirovannykh-obektov-gostinitsy-i-inye-sredstva-razmeshcheniya/ (дата обращения: 25.11.2023).
    7. Министерство экономического развития Российской Федерации. Реестр туроператоров. URL: https://www.economy. gov.ru/material/directions/turizm/reestry_ turizm/edinyy_federalnyy_reestr_turoperatorov/ (дата обращения: 25.11.2023).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2