ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Правовой статус прокурора по надзору за оперативно-розыскной деятельностью: история, тенденции

Legal Status of Public Prosecutor in Supervision Over Operational and Search Activity: History and Tendencies



А.Г. Ахмедов
A.G. Akhmedov
Osnaz82@yandex.ru
– доцент кафедры оперативно-розыскной деятельности в органах внутренних дел, Санкт-Петербургский университет МВД России; доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
Associate Professor, the Department of Internal Affairs Bodies Operational Investigative Activity, Saint-Petersburg State University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation; Associate Professor, the Department of Criminal Law Disciplines, State Institute of Economics, Finance, Law and Technologies
Санкт-Петербург, Гатчина
St. Petersburg, Gatchina

Ключевые слова:

  • история возникновения и становления
  • институт прокурорского надзора в России
  • оперативно-розыскная деятельность
  • полномочия прокурора в сфере надзора за оперативно-розыскной деятельностью
  • соотношение прокурорского надзора и ведомственного контроля
  • Keywords:

  • history of emergence and formation
  • the Institute of Prosecutor's Supervision in Russia
  • operational-search activities
  • the powers of the prosecutor in the field of supervision of operational-search activities
  • the relationship between prosecutor's supervision and departmental control
  • В статье рассмотрены вопросы, связанные с историей и развитием института прокуратуры в России и организацией надзора за оперативно-розыскной деятельностью, а также с отсутствием нормативного определения дефиниций «надзор» и «контроль». Проанализированы возникающие в связи с их отсутствием проблемы в процессе реализации полномочий прокурора по надзору за оперативно-розыскной деятельностью. Освещены имеющиеся в приказах Генерального прокурора тенденции расширения круга вопросов в процессе реализации надзорных полномочий за оперативно-розыскной деятельностью. Определены примерные правовые пределы осуществления надзорных функций уполномоченным прокурором.

    The article deals with the history and development of the institute of the prosecutor's office in Russia and the organization of supervision of operational-search activities, focusing on the lack of normative definition of terms “supervision” and “control”. The study presents analysis of challenges arising as a response to the need for normative connotations whereof in the process of exercising powers of the prosecutor to supervise operational-search activities. Furthermore the author highlights tendencies in the orders of the Prosecutor General to expand the range of issues in the process of exercising supervisory powers over operational-search activities. The article provides approximate legal framework for the performance of supervisory functions by the authorized prosecutor.

    Обзор статьи

    Введение. Рассмотрены вопросы, связанные с историей и развитием института прокуратуры в России и организацией надзора за оперативно-розыскной деятельностью, а также с отсутствием нормативного определения дефиниций «надзор» и «контроль». Проанализированы возникающие в связи с их отсутствием проблемы в процессе реализации полномочий прокурора по надзору за оперативно-розыскной деятельностью. Освещены имеющиеся в приказах Генерального прокурора тенденции расширения круга вопросов в процессе реализации надзорных полномочий за оперативно-розыскной деятельностью. Определены примерные правовые пределы осуществления надзорных функций уполномоченным прокурором.
    Методы. Методологической основой исследования выступают следующие методы познания: системно-структурный, описательно-аналитический и статистический, применение которых позволило проанализировать вопросы реализации надзорных полномочий прокурора за оперативно-розыскной деятельностью.
    Результаты. По итогам изучения и анализа правовых норм, регламентирующих пределы полномочий прокурора за оперативно-розыскной деятельностью, сформулирован вывод о том, что в приказах Генерального прокурора, издаваемых в направлении реализации надзорных функций за оперативно-розыскной деятельностью, наблюдается тенденция расширения круга вопросов, по которым уполномоченным прокурорам требуется осуществление проверочных действий, в том числе являющихся прямыми функциональными обязанностями непосредственных руководителей оперативно-розыскных органов по контролю и полномочиями следователей в ходе предварительного расследования. Кроме того, проекты приказов в процессе их подготовки не согласованы Генеральной прокуратурой с субъектами оперативно-розыскной деятельности для разграничения надзорных полномочий прокурора и контрольных функций руководителей оперативно-розыскных органов. Тем самым происходит подмена понятий и осуществляется избыточный контроль.

    Список использованной литературы

    1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
    2. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
    3. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (последняя редакция) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_262/?ysclid=ltekm5f2zr81955509 (дата обращения: 20.01.2024).
    4. О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 1993 г. № 13 (в ред. от 06.02.2007 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.01.2024).
    5. Об утверждении Перечня оперативных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность: приказ МВД России от 31 марта 2023 г. № 199 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.01.2024).
    6. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд: приказ МВД России, Министерства обороны РФ, ФСБ России, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета РФ от 27 сентября 2013 г. № 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 // Гарант.ру: информ.-правовой портал. URL: https://base.garant.ru/70531824/?ysclid =ltemqr9oli199468408 (дата обращения: 20.01.2024).
    7. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности: приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 (в ред. от 20.11.2018 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.11.2023).
    8. Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: приказ Генпрокуратуры России от 21 декабря 2007 г. № 207 (в ред. приказа Генпрокуратуры РФ от 27.02.2009 г. № 55) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.11.2023).
    9. Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: приказ Генеральной прокуратуры РФ от 25 апреля 2000 г. № 56 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.11.2023).
    10. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности: приказ Генеральной прокуратуры России от 23 марта 2022 г. № 170 (ДСП).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2