ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Социально-экономические и образовательные эффекты технологии обучения в профессиональной команде в условиях реализации Федерального проекта «Профессионалитет»

Socio-Economic and Educational Effects of Technology of Training in Professional Team in the Framework of Federal Project "Professionalitet"



О.В. Рыбина
O.V. Rybina
rybina-o@inbox.ru
директор, Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия креативных индустрий "ЛОКОН"»
director, Academy of Creative Industries «LOCON»
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • среднее профессиональное образование
  • технология обучения
  • профессиональная команда
  • работодатель
  • эффекты
  • образовательный продукт
  • профессионалитет
  • Keywords:

  • secondary vocational education
  • training technology
  • professional team
  • employer
  • effects
  • educational product
  • Professionalitet
  • В статье раскрыты и охарактеризованы эффекты использования технологии обучения студентов в профессиональной команде, такие как рост вовлеченности студентов в социальные проекты, их готовность участвовать в экономическом развитии региона и др. Выявлены позитивные результаты интеграции профессиональной подготовки в колледже и ресурса работодателей в условиях реализации Федеральной программы «Профессионалитет». Определены условия особенности технологии обучения в профессиональной команде для подготовки специалистов в сфере индустрии красоты.

    We reveal and characterize the effects of using the technology of training students in a professional team, namely the increased student involvement in social projects, their willingness to participate in the economic development of the region, etc. The positive results of the integration of college vocational training and the resource of employers in the framework of "Professionalitet" Federal Program are revealed. We determine the conditions and features of training in a professional team for beauty industry specialists.

    Обзор статьи

    Главной движущей силой модернизации современной системы среднего профессионального образования являются социально-экономические вызовы, обусловившие острую необходимость ускоренной подготовки высококвалифицированных кадров по конкретным запросам работодателей. В предложенной государством стратегии решения данной задачи ведущим инструментом является Федеральный проект «Профессионалитет», в рамках которого предусмотрено три ключевых нововведения [3].
    В первую очередь, это активное вовлечение инициативных работодателей и представителей профессиональных сообществ в конструирование и организацию образовательного процесса на правах партнеров и инвесторов.
    Во-вторых, в рамках проекта идет сокращение сроков обучения при одновременном увеличении его интенсивности, что предполагает глобальное изменение содержания всех учебных дисциплин и практик за счет их контекстного наполнения, перенос акцента на практическое обучение и обучение на реальных рабочих местах.
    В-третьих, намечено уделять особое внимание развитию инициативности и ответственности будущих специалистов. Для этого на базах профессиональных образовательных организаций создаются различные центры молодежных инициатив [1].
    Исходя из принятых на уровне государства решений, можно сделать вывод, что речь идет о новой модели практико-ориентированной подготовки квалифицированных кадров, которая направлена на максимальное приближение условий подготовки обучающихся колледжей к реальным условиям производства и гарантированное трудоустройство выпускников.
    В этой связи в колледже креативных технологий «Академия красоты "ЛОКОН"» была разработана педагогическая технология обучения студентов в профессиональной команде, результаты которой заключены в достижении определенных образовательных и социально-экономи-ческих эффектов.
    Технологический подход, по мнению большинства ученых, позволяет не только моделировать образовательный процесс, но и способствует комплексному решению задач профессионального образования, эффективному управлению педагогическими процессами и оптимальному использованию имеющихся в распоряжении ресурсов.
    Развитие интегрированной инновационной образовательной среды, реализация механизма межсекторного социального партнерства в региональной экономике позволяет получить значительный социально-экономический эффект для всех заинтересованных сторон (личность, работодатели, администрация региона, общество).
    На создание такой интегрированной среды направлен Федеральный проект «Профессионалитет» Министерства просвещения Российской Федерации.
    Рассматривая Профессионалитет как новую форму подготовки специалиста в среднем профессиональном образовании, отметим ее ведущую особенность, основанную на непосредственном и широком взаимодействии образовательных организаций и работодателей в формате образовательно-индустриальных кластеров. Реализация Профессионалитета основывается на новом подходе к обучению: студент с первого дня учебы попадает в образовательный центр, ориентированный на требования ведущих работодателей и оснащенный новейшим оборудованием. Данный проект способствует повышению качества профессиональной подготовки за счет выстраивания четкого и конкретного взаимодействия колледжа и работодателя, базирующегося на принципах системы дуального обучения, а именно: переход от преобладания теоретических занятий к практике, в частности, на рабочем месте [7].

    Список использованной литературы

    1. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642 (ред. от 27.02.2023 г.) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
    2. Айгунова О.А., Осипенко Л.Е., Смирнова П.В. Сертификация школьных педагогических команд как эффективный механизм управления качеством образования // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 2 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sertifikatsiya-shkolnyh-pedagogicheskih-komand-kak-effektivnyy-mehanizm-upravleniya-kachestvom-obrazovaniya (дата обращения: 22.01.2024).
    3. Блинов В.И. Об инструментах развития среднего профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 2(49). С. 6–12.
    4. Галимов А.М., Александрова О.В. Образовательный эффект: сущность и механизм проявления в высшем образовании // Ученые записки университета Лесгафта. 2020. № 12 (190). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-effekt-suschnost-i-mehanizm-proyavleniya-v-vysshem-obrazovanii (дата обращения: 06.01.2024).
    5. Коречков Ю.В, Иванов С.В. Социально-экономические эффекты инновационной образовательной среды в экономике знаний // Интернет-журнал «Науковедение». 2012. № 4. С. 1–5.
    6. Резинкина Л.В. Формирование проектной культуры будущих специалистов в условиях модернизации СПО // Достижения науки и образования. 2020. № 13(67). С. 26–28.
    7. Резинкина Л.В., Николаева А.С. Особенности содержания и средств реализации дуального обучения в системе среднего профессионального образования // Образование: Ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2018. № 4. С. 42–45.
    8. Рыбина О.В., Резинкина Л.В. Модель успешного руководителя современной профессиональной образовательной организации // Образование: Ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2021. № 2. С. 38–41.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2