ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Таможенная логистика в международных цепях поставок товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

Customs Logistics in International Chain of Supply of Goods Containing Intellectual Property Objects



А.Г. Гетман
A.N. Getman
getman-ag@ranepa.ru
доцент кафедры таможенного администрирования, Северо-Западный Институт Управления РАНХиГС; доцент кафедры таможенного дела, Санкт-Петербургский государственный экономический университет; кандидат экономических наук, доцент
Associate Professor, the Department of Customs Administration, North-West Institute of Management (RANEPA); Associate Professor, the Department of Customs Administration, Saint-Petersburg State University of Economics; Ph.D. in Economics, Associate Professor
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • таможенная логистика
  • международные цепи поставок
  • товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности
  • таможенно-логистические риски
  • Keywords:

  • customs logistics
  • international chain of supply of goods
  • containing intellectual property objects
  • customs and logistics risks
  • Статья посвящена исследованию актуальных вопросов таможенной логистики. Проанализированы различные трактовки понятия «таможенная логистика», выделены характерные особенности. Проведён анализ международной цепи поставок товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в рамках таможенной логистики. Исследованы соответствующие таможенно-логистические риски, предложены направления развития таможенной логистики международной цепи поставок товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, с позиции участника внешней экономической деятельности и таможенных органов.

    The article is dedicated to the research of relevant issues of customs logistics. A variety of interpretations of the concept of customs logistics have been analyzed with characteristic features thereof being highlighted. Within the framework of customs logistics the study provides analysis of international supply chain dealing with the delivery of goods containing intellectual property objects. Related customs and logistics risks have been studied with directions of further development of customs logistics in the context of international chain of supply of goods containing intellectual property objects being proposed from the perspective of a foreign economic activity participant and the one of customs authorities.

    Обзор статьи

    Введение
    Начиная с 2020 г. в мире происходят серьезные сбои и изменения в устоявшихся логистических цепях, которые коснулись не только маршрутов и видов транспорта, но и основных поставщиков и производителей. Пандемия новой коронавирусной инфекции затронула все сферы жизни, что отразилось на внешнеторговых маршрутах и самих товарных потоках [4]. Новым рубежом стал 2022 г., который усугубил проблемы и еще больше изменил логистику международных цепей поставок в связи с обширной санкционной политикой большого количества стран в отношении России. Это не могло не сказаться на росте затрат на логистику. Так, по оценкам Expert Market Research, в 2022 г. размер мирового рынка логистики достиг почти 9,96 трлн долларов США с прогнозом роста в ближайшие 5 лет в среднем на 6,3% [18].
    Еще одной явно выраженной тенденцией является удорожание перевозок товаров – причем не только международных, но и внутри страны. Так, в 1 полугодии 2023 г. стоимость грузовых автомобильных перевозок по России увеличилась на 38% [13].
    Логистические цепочки стали гораздо сложнее, они включают в себя большее количество участков, каждый из которых вносит дополнительную неопределенность.
    Таким образом, можно выделить новую тенденцию в логистике, сформулированную специалистами-практиками, – «отсутствие видимости», т.е. увеличение доли неопределенности рисков [19]. Основные риски при этом возникают, как правило, при пересечении границ, т.к. различные страны мира индивидуально подходят друг к другу, исходя из национальных интересов в меняющейся геополитической ситуации, вводя запреты и ограничения в оперативном порядке, что зачастую влияет на груз, который уже вышел из пункта отправления до введения новых ограничений или запретов.
    Каждое звено цепочки поставок зависит от предыдущего, и поэтому непредвиденные угрозы, которые возникают в цепочке поставок в связи с вводимыми санкциями, меняющимися порядками и правилами, не могли не повлиять на такой этап логистической цепи, как прохождение таможенного контроля. На таможенные органы нашего государства возложена большая ответственность: с одной стороны, связанная с необходимостью укрепления безопасности ввозимой продукции, с другой – с необходимостью пополнения федерального бюджета, поддержки национальных производителей, развития международной торговли.
    Важнейшим из вопросов, которые ставятся участниками внешнеэкономической деятельности при планировании цепочки поставок, являются этап прохождения таможенной границы и проверка таможенными органами в рамках осуществления таможенного контроля. Применение принципов логистики в области таможенного дела позволяет оптимизировать возникающие процессы в международной цепочке товаров при перемещении товара через таможенную границу [14].
    Влияние таможенного администрирования и таможенного регулирования на международную цепь поставок целесообразно определить как таможенную логистику.

    Список использованной литературы

    1. Альбеков А.У, Гамидуллаев С.Н., Парфенов А.В. Таможенная логистика: учебное пособие. СПб.: Троицкий мост, 2013. 175 с.
    2. Барамзин С.В. Управление качеством логистических процессов // Вестник Российской таможенной академии. 2008. № 2. С. 45-52. EDN KCPXGN.
    3. Березкина Н.Н. Применение методов и моделей прикладной логистики к выполнению таможенных операций // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2013. 3 7 (66). С.124-126.
    4. Бойко И.В., Гетман А.Г. Международные цепи поставок: новые тренды в условиях коронавирусной пандемии // Управленческое консультирование. 2020. № 11. С. 42-48.
    5. Вахрушев В.Ю., Худжатов М.Б. Актуальные вопросы таможенной логистики в Российской Федерации // Маркетинг и логистика. 2020. № 3(29). С. 11-18. EDN BMFYJP.
    6. Гетман А.Г. Актуальные вопросы минимизации рисков в цепях поставок товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности // Логистика и управление цепями поставок. 2019. № 5(94). С. 21-25.
    7. Гриненко Г.П. Экономические аспекты таможенной логистики // Наукоемкие технологии и инновации: Юбилейная Междунар. науч.-практ. конф., посв. 60-летию БГТУ им. В.Г. Шухова (XXI научные чтения), Белгород, 09–10 окт. 2014 г. Т. 7. Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2014. С. 117-121. EDN TJJXSV.
    8. Дорохова Е.И. К вопросу о развитии таможенной логистики // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. 2009. № 3(31). С. 190-194. EDN KYARJJ.
    9. Каменева Н.В., Молоканова Л.В. Эффективность таможенной логистики как важный компонент экономической эффективности деятельности таможенных органов // Современная мировая экономика: вызовы и реальность: материалы II Республиканской (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Донецк, 11 декабря 2019 г. Донецк: Донецкий национальный технический университет, 2019. С. 148-150. EDN DURWGF.
    10. Ларина А. Объем параллельного импорта превысил $20 млрд URL: https://www.kommersant.ru/doc/6184411 (дата обращения: 18.08.2023).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2