ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Управление процессом обеспечения экономической безопасности РФ при интеграционном взаимодействии в условиях ограничений

Management of Ensuring Economic Security of Russian Federation in Integration Cooperation under Restrictions



П.В. Назаров
Т.М. Редькина
А.А. Смирнов
P.V. Nazarov
T.M. Redkina
A.A. Smirnov
fmconsult@mail.ru
tatjana_red@mail.ru
smirnofprof@mail.ru
профессор кафедры экономики, управления и предпринимательства, АНО ВО «Международный банковский институт имени Анатолия Собчака», доктор экономических наук, доцент
доцент кафедры инновационных технологий управления в государственной сфере и бизнесе, Российский государственный гидрометеорологический университет, доктор экономических наук, доцент
зав. кафедрой права и гражданской безопасности, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, доктор экономических наук, профессор
professor, the Department of Economics, Management and Entrepreneurship, A. Sobchak International Banking Institute, Doctor of Economics, Associate Professor
senior lecturer, the Department of Innovative Management Technologies in Public Sphere and Business, Russian State Hydrometeorological University, Doctor of Economics, Associate Professor
Head of the Department of Law and Civil Security, P.F. Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, Doctor of Economics, Professor
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • ограничения
  • обеспечение экономической безопасности РФ
  • интеграционное взаимодействие
  • стратегические партнеры
  • Keywords:

  • restrictions
  • ensuring economic security of the Russian Federation
  • integration cooperation
  • strategic partners
  • Целью статьи является обоснование мер управленческого характера, обеспечивающих рост российской экономики при сохранении ее суверенитета и национальной безопасности в условиях ограничений, необходимости импортозамещения и поиска новых стратегических партнеров при налаживании интеграционных взаимодействий. В статье проанализировано значение текущих результатов сотрудничества с азиатскими странами как для экономики России, так и для стран-участниц объединений, доказана взаимосвязь экономической безопасности и интеграционного взаимодействия, обоснована необходимость применения комплексных управленческих решений, формирующих основу для эффективного развития экономики России в новых условиях хозяйствования.

    The research is aimed at substantiating the managerial measures to ensure the growth of Russian economy while preserving its sovereignty and national security under restrictions, the need for import substitution and the search of new strategic partners in integration cooperation. We analyze the significance of current results of cooperation with Asian countries both for the Russian economy and for the member countries of the associations. We prove the correlation between economic security and integration cooperation and substantiate the need to apply integrated management solutions making the basis for the effective development of Russian economy under new economic conditions.

    Обзор статьи

    Направленность на необходимость развития в условиях взаимодействий в течение длительного времени была драйвером роста экономик стран мира [7]. Инициирование Россией специальной военной операции на Украине привело к введению антироссийских санкций, которые затронули, в том числе, и интересы других стран – участников интеграционного сотрудничества. В условиях смены стратегических партнеров и изменения траектории дальнейшего развития России важным представляется определение приоритетов для развития экономик мировых стран. При этом, для РФ вопросы обеспечения экономической безопасности, интеграционного взаимодействия и сохранения отраслевого суверенитета должны, на взгляд авторов, рассматриваться в совокупности решаемых задач. В противном случае, принимаемые меры могут усилить диспропорции в уровне отраслевого развития в текущем периоде времени и стратегической перспективе. Ущерб или преимущества, которые получат экономики стран-участниц интеграционных с Россией объединений, можно будет оценивать с точки зрения обеспечения РФ экономической безопасности, что в складывающейся ситуации становится неотъемлемым условием.
    Уточним, что для России тяготение к сотрудничеству со странами Запада и/или Востока находится в противостоянии с контрсанкционными мерами, накладываемыми теми или иными странами. При этом, авторы небезосновательно считают, что переориентация от сотрудничества к конфронтации имеет не только циклический, а, следовательно, прогностический характер, но и является зависимой переменной, определяемой силой движения тех или иных процессов. Это означает, что скорость и сила, с которыми происходит интеграционное развитие России со странами Востока, автоматически ведут к усилению противостояния со странами Запада, и наоборот. Нарушение интеграционных соглашений РФ со странами Запада приводит к усилению подобных взаимодействий России с восточными странами.
    Однако авторы считают, что модели интеграционного взаимодействия России со странами Востока и странами Запада характеризуются своими особенностями и в некоторых случаях коренными отличиями, что не позволяет в сжатые сроки переориентировать вектор дальнейшего сотрудничества РФ с зарубежными странами, отличающимися по своему расположению относительно России [6].
    При этом, нельзя не учитывать динамику развития отраслей и сфер деятельности, что предопределяет необходимость определения условий такого сотрудничества, несмотря на уже имеющийся опыт в этом направлении.
    Таким образом, совокупность целевых ориентиров, преследуемых РФ на складывающемся этапе развития, сопряжена, с нашей точки зрения, с усложнением происходящих процессов, что обязывает к поиску мер использования более современных методов сотрудничества при стремлении к достижению лучших результатов в максимально короткие сроки. Это позволит, в том числе, избежать холостых решений от мероприятий стратегического характера при налаживании интеграционного взаимодействия в текущем периоде времени.
    Отметим в этой связи, что выбор странами Запада и Востока между укреплением интеграции с РФ или дистанцированием не всегда является однозначным и имеющим одинаковую степень влияния на все направления взаимодействия. Поэтому итоговое решение будет определяться степенью воздействия принимаемых решений на скорость экономического развития конкретной страны. Следовательно, можно сделать вывод, что санкционное давление на Россию со стороны стран Запада может быть воспринято другими странами и как возможность для роста их национальных экономик, и как беспрецедентное давление со стороны третьих стран на них. В такой ситуации Россия может выступать как источник новых возможностей для интеграционного сотрудничества со странами мира на принципиально новых условиях, спровоцированных санкциями стран Запада в ответ на проводимую РФ специальную военную операцию на Украине.

    Список использованной литературы

    1. Постановление Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации «Об обеспечении научно-технологического развития Российской Федерации в целях достижения технологического суверенитета». URL: http://council.gov.ru/media/documents/pdf/cQtNeFwTLUOP06kYk4wh8PWi2BjGVPBZ.pdf (дата обращения: 11.09.2023).
    2. «Оборона важнее богатства». Министры и банкиры решали судьбу российской экономики. Чего ждать всем нам? // Новостной портал «Новости Новосибирска». URL: https://ngs.ru/text/economics/2023/06/16/72404192/ (дата обращения: 11.09.2023).
    3. Вольвач Д. Об итогах первого этапа существования ЕАЭС и интеграционных процессах в условиях санкций // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/press/stati_i_intervyu/dmitriy_volvach_ob_itogah_pervogo_etapa_sushchestvovaniya_eaes_i_integracionnyh_processah_v_usloviyah_sankciy.html (дата обращения: 11.09.2023).
    4. Вызовы и перспективы евразийской интеграции в условиях особой геополитической ситуации. Институт исследований и экспертизы, 2022. URL: https://inveb-docs.ru/attachments/article/828/интеграция%20в%20услови~.pdf (дата обращения: 11.09.2023).
    5. Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Официальный сайт ФНС. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/inttax/eec/ (дата обращения: 11.09.2023).
    6. Пудовкина О.И., Соломонова В.Н., Редькина Т.М. Переориентация приоритетов при обеспечении безопасности в Арктической зоне Российской Федерации // Журнал правовых и экономических исследований. 2020. № 1. С. 70-73.
    7. Фирова И.П., Редькина Т.М., Соломонова В.Н. Развитие интеграционного сотрудничества в российской Арктике на основе реализации инвестиционных проектов на ее территории // Экономика и предпринимательство. 2020. № 3 (116). С. 551-554.
    8. Эксперты назвали условия для евразийской интеграции на фоне санкций // Новостной портал «РБК». URL: https://www.rbc.ru/economics/06/06/2022/6299de459a794718d2fd3e5b (дата обращения: 11.09.2023).
    9. Процент // Электронная энциклопедия «Википедия». URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/% (дата обращения: 11.09.2023).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2