ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Социально-психологические аспекты совершенствования системы подготовки отраслевых специалистов

Social and Psychological Aspects of Improving System of Training of Industrial Specialists



М.В. Москалев
В.Ф. Аверьянова
Т.Г. Виноградова
M.V. Moskalev
V.F. Averyanova
T.G. Vinogradov
moskalev_market@mail.ru
avios4@mail.ru
tgvin@yndex.ru
профессор кафедры государственного и муниципального управления, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доктор экономических наук, профессор
доцент кафедры государственного и муниципального управления, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук, доцент
доцент кафедры государственного и муниципального управления, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, кандидат экономических наук, доцент
professor, the Department of State and Municipal Administration, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Economics, professor
senior lecturer, the Department of State and Municipal Administration, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics, associate professor
senior lecturer, the Department of State and Municipal Administration, St. Petersburg State Agrarian University, PhD in Economics, associate professor
г. Гатчина
г. Гатчина
г. Санкт-Петербург
Gatchina
Gatchina
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • социально-психологические аспекты управления
  • подготовка кадров
  • социальный портрет студента
  • анкетирование
  • мотивация
  • коллектив
  • лидерство
  • конкурентоспособность
  • молодые специалисты
  • Keywords:

  • social and psychological aspects of management
  • personnel training
  • student’s social portrait
  • questionnaire
  • motivation
  • staff
  • leadership
  • competitive ability
  • young specialists
  • В ходе исследования проблемы подготовки квалифицированных кадров авторы аргументировано доказывают необходимость создания и поддержания в высшей школе благоприятной академической среды, которая позволяет формировать соответствующие социально-психологические и моральные качества будущих молодых специалистов, обеспечивающих стабильность и успешность их дальнейшей работы на производстве. Результаты мониторинга и проведенных опросов позволяют определить новые подходы к организации подготовки молодых специалистов, что открывает возможности более успешного продвижения по пути совершенствования системы высшего профессионального образования в целом.

    When researching the problem of training qualified personnel, we prove the need to create and maintain in higher school a favorable academic environment that will contribute to developing relevant social, psychological and moral qualities of specialists-to-be. The qualities in question are to secure the stability and success of their further work in the production. The results of the monitoring and surveys enable us to determine new approaches to the professional training of young specialists, which creates opportunities for further progress in improving the system of higher professional education as a whole.

    Обзор статьи

    В формировании трудового потенциала отраслей и секторов отечественной экономики важнейшая роль отводится системам профессиональной подготовки специалистов различных уровней, их адаптивности, качеству и конкурентоспособности. Актуальным это остается для российского агропромышленного комплекса (далее – АПК), который в числе немногих демонстрирует динамику устойчивого роста. Сохранение и наращивание этих тенденций зависит от уровня обеспеченности кадрами и их профессиональных характеристик. К сожалению, вопросам социальной и профессиональной мотивации студенческого контингента в отраслевых вузах не уделяется должного внимания на всех уровнях. Все еще не разработаны отраслевые методики, не выявлены критерии и параметры оценки, не говоря уже о проведении мониторинговых наблюдений [2; 5]. Наши исследования являются попыткой разобраться в сложной проблематике и определить наиболее уязвимые позиции системы.
    В ходе настоящего исследования объектами являлись контингенты студентов (бакалавры) всех факультетов Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. Выборка осуществлялась масштабная – предполагающая полный охват контингента обучающихся. Период исследований – мониторинг в течение всего срока обучения (с 1 по 4 курсы – 2016–2020 гг.). Инструментарий – для проведения исследований была разработана анкета, включающая 16 позиций. Она сформирована из закрытых и открытых вопросов, позволяющих респонденту определиться с базовыми ориентирами в мотивации и социальной ориентации, позволяющая отследить динамику и дать комплексную характеристику и оценку контингента.
    В ходе массовых опросов было установлено (рис. 1), что выбор учебного заведения у 38,7% опрошенных является вполне осознанным и целенаправленным.

    Список использованной литературы

    1. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы» // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_173677/ (дата обращения: 15.07.2017).
    2. Вершловский С.Г. Проблемы формирования компетентности преподавателей, обучающих взрослых // Педагогика. 2015. № 3. С. 76–82.
    3. Игнатова Л.Ю., Семичева М.В. Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых // Образование и воспитание. 2017. № 1.1. С. 13–15. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1769/ (дата обращения: 12.11.2019).
    4. Курдюмова И.М. Теория обучения в действиях Р. Реванса как путь к совершенствованию учебного процесса // Современные тенденции развития науки и технологий: сб. науч. трудов по мат-лам VIII Междунар. науч.-практ. конф., г. Белгород, 30 ноября 2015 г.: в 10 ч. // под общ. ред. Е.П. Ткачевой. Белгород: ИП Ткачева Е.П., 2015. № 8. Ч. Х. С. 74–78.
    5. Лабыгина А.В. Педагогическая мысль конца XIX – начала XX вв. о патриотическом и гражданском воспитании молодежи // Педагогика. 2015. № 4. С. 93–98.
    6. Рожкова А.В. Представления российских студентов о ценностях и практиках гражданского поведения европейцев и россиян // Педагогика. 2014. № 9. С. 80–89.
    7. Шакурова М.В. Формирование российской гражданской идентичности личности: проблемы педагога // Педагогика. 2014. № 3. С. 83–92.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2