ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Деятельность центрального банка как мегарегулятора финансового рынка в области противодействия легализации преступных доходов

Activities of Central Bank as Megaregulator of Financial Market in Prevention of Criminal Income Legalization асти противодействия легализации преступных доходов



С.Б. Гладкова
S.B. Gladkova
gladkovas@rambler.ru
старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук, доцент
senior researcher, the R&D department, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics, associate professor
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • финансовый рынок
  • Банк России
  • кредитная организация
  • коммерческий банк
  • легализация доходов
  • ПОД/ФТ
  • Keywords:

  • financial market
  • Bank of Russia
  • credit institution
  • commercial bank
  • legalization of income
  • criminal income and terrorist financing
  • Проанализирована деятельность Центрального банка Российской Федерации как мегарегулятора на российском финансовом рынке в контексте наделения его надзорной и контрольной функцией в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, преступных доходов и финансирования терроризма (далее – ПОД/ФТ). Обозначены конкретные меры регулятора (Банк России) по борьбе с отмыванием преступных доходов, а также определены преимущества и недостатки организационной модели, при которой надзор с целью ПОД/ФТ осуществляется органом банковского надзора.

    The activities of the Central Bank of the Russian Federation as a mega-regulator in the Russian financial market are analyzed in the context of its supervisory and control functions in the field of combating the legalization of criminal income and terrorist financing. Specific measures of the regulator (the Bank of Russia) to combat money laundering are outlined, we describe the advantages and disadvantages of the organizational model stipulating the supervision role of the bank.

    Обзор статьи

    Для комплексного осмысления проблем регулирования в области противодействия отмыванию преступных доходов необходимо обратиться к практике реализации требований в исследуемой области, анализируя деятельность Центрального банка Российской Федерации как мегарегулятора и деятельность субъектов ПОД/ФТ. Так, после изменений в деятельности Банка России (далее – Банк) в мегарегулятор национального финансового рынка произошли следующие преобразования:
    – наделен правом проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования и финансового рынка (п. 1 ст. 4, ст. 45.1 Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» (далее – Закона о Банке);
    – расширились функции Банка к определению правил бухгалтерского учета и отчетности. В его обязанности вошло утверждение отраслевых стандартов бухгалтерского учета, плана счетов бухгалтерского учета и порядка его применения не только для кредитных организаций и Банка, но и для нефинансовых организаций (далее – НФО) (п. 14 ст. 4 Закона о Банке);
    – отчет Банка должен включать анализ состояния финансового рынка Российской Федерации в целом и национальной платежной системы (ч. 3 ст. 25 Закона о Банке).
    Кроме того, особые значимые изменения внесены в Закон о Банке:
    – ст. 34.1 – основная цель денежно-кредитной политики – это защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержки ценовой стабильности, в том числе для формирования условий, сбалансированного и устойчивого экономического роста (впервые установлены как цель, что наделило Банк России и ответственностью);
    – ст. 9 п. 9 Закона о Банке – сохраняя право участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств, при этом получил право участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в иных сферах финансового рынка, а также участвовать в деятельности объединений, не имеющих статуса организаций [1, с. 72].

    Список использованной литературы

    1. Бежан М.В. Организация деятельности центрального банка. М.: КноРус, 2019. С. 240.
    2. Васильченко А.А. К вопросу о совершенствовании противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Право и образование. 2022. № 3. С. 66–74.
    3. Гладкова С.Б., Чорба В.П. Организационные подходы к эффективному банковскому надзору обеспечения противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1-2 (42). С. 754–758.
    4. Лебедев И.А. [и др.]. Актуальные вопросы разработки системы управления рисками в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма: монография. М.: Прометей, 2021. С. 270.
    5. Финансовое право / Игнатьева С.В. [и др.]; 3-е изд., перераб. и доп. СПб.: Р-КОПИ, Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 2020. 236 с.
    6. Чорба П.М., Владыка М.В., Гулько А.А. Финансовая политика. М.: Граница, 2010 288 с.
    7. Экмалян А.М. Банк России как мегарегулятор финансового рынка: цели деятельности, функции и полномочия // Юрист. 2015. № 7. С. 4–11.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2