ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Оценка состояния и основные направления развития отрасли пассажирских автоперевозок Ленинградской области

Assessment of State and Key Directions of Development of Passenger Road Transportation in Leningrad Region



Л.А. Селиванова
Н.В. Васильева
В.В. Соколов
L.A. Selivanova
N.V. Vasilyeva
V.V. Sokolov
nac-ek@mail.ru
smirnovanv79@mail.ru
sokolov.slava.bxt@yandex.ru
зав. кафедрой национальной экономики и организации производства, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник
доцент кафедры национальной экономики и организации производства, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук, доцент
директор ИП «Соколов Вячеслав Владимирович», магистр экономики
Head of the Department of National Economy and Organization of Production, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics, associate professor, senior researcher
senior lecturer, the Department of National Economy and Organization of Production, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics, associate professor
sole trader, Master of Economics
г. Гатчина
г. Гатчина
г. Гатчина
Gatchina
Gatchina
Gatchina

Ключевые слова:

  • транспортная инфраструктура
  • пассажирские перевозки
  • Ленинградская область
  • цифровизация транспортной отрасли
  • тарифное регулирование
  • Keywords:

  • transport infrastructure
  • passenger transportation
  • Leningrad region
  • digitalization of transport industry
  • tariff regulation
  • В статье приводится краткий анализ состояния отрасли пассажирских автоперевозок в Ленинградской области. Выявлена вся совокупность факторов, негативно воздействующих на инфраструктуру отрасли. Определены основные направления развития отрасли на перспективу.

    We briefly analyze the current state of passenger road transportation in Leningrad region. All the factors negatively affecting the infrastructure of the industry in question are revealed. The key directions for the long-term industry development are determined.

    Обзор статьи

    Отрасль пассажирских перевозок представляет собой сегмент транспортной инфраструктуры, основная функция которой – обеспечить комфортные и надёжные качества перевозок пассажиров. Роль этой отрасли возрастает по мере роста мобиль-ности жителей городов и пригородов.
    Оценивая в целом состояние общественного транспорта в России, следует отметить, что он находится на этапе технического и цифрового развития. Если рассматривать данную отрасль в целом, то чис-ленность её автобусных маршрутов насчитывает 1,9 млн км; при этом протяжённость автомобильных дорог составляет 940 000 км, из этой протяженности 600000 км дорог могут быть отнесены к дорогам общего пользования [3].
    На территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области расположено 1,6 тысяч км автомобильных дорог федерального значения и 13 тысяч км регионального и муниципального значения (рис. 1) [2].
    Данные табл. 1 демонстрируют, что Ленинградская область по пассажиропотоку занимает четвёртое место в стране (52,2 млн чел., или 6,7%) [3].
    В 2020 г. данная отрасль продемонстрировала значительное падение, что было связано с пандемией нового коронавируса, и определенный период времени пришелся на самоизоляцию; это привело к тому, что количество перевозок автобусным транспортом в Ленинградском регионе сократилось более чем на 60% [3].
    В настоящее время на рынке пассажирских перевозок работают как коммерческие, так и муниципальные автотранспортные предприятия. Это ведет к тому, что в рамках данного рынка возникают различные рыночные структуры несовершенной конкуренции. Кроме того, следует отметить, что государство оказывает муниципальным автобусным предприятиям поддержку, частично возмещая затраты, связанные с оказанием транспортных услуг [1].
    В Ленинградской области имеются частные автопредприятия, которые не имеют поддержки со стороны государства; они функционируют исключительно за счёт собственных доходов и отнюдь не всегда, определенная доля доходов может быть израсходована на повышение качества транспортных услуг. В области функционируют более 60 перевозчиков – предприятий, которые обслуживают 800 маршрутов автобусного транспорта.

    Список использованной литературы

    1. Постановление Правительства Ленинградской области от 04.06.2019 г. № 253 «Об утверждении Комплексного плана транспортного обслуживания населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области на средне- и долгосрочную перспективу (до 2030 года) в части пригородных пассажирских перевозок». URL: https://npa.lenobl.ru (дата обращения: 02.05.2023).
    2. Официальный интернет-ресурс Государственного казенного учреждения Ленинградской области «Ленинградское областное управление транспорта». URL: https://gkulot.ru/ (дата обращения: 02.05.2023).
    3. Федеральная служба государственной статистики (Росстат): офиц. сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 02.05.2023).
    4. Шмарин А.А. Внутригородские пассажирские автобусные перевозки: основные сценарии развития отрасли. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2015. № 14 (94). С. 304–306. URL: https://moluch.ru/archive/94/21036/ (дата обращения: 29.05.2023).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2