ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF
ISSN 1995 - 1248
DOI 10.26163/GIEF
Особенности разработки и применения смарт-стандартов как основы реализации концепции «Качество 4.0»
Specific Features of Development and Application of Smart Standards as Basis for Quality 4.0 Implementation
В.В. Макаров О.В. Волчик |
|
V.V. Makarov O.V. Volchik |
|
akad.makarov@mail.ru ovolchik@yandex.ru |
|
зав. кафедрой экономики и менеджмента инфокоммуникаций, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, г. Санкт-Петербург; профессор кафедры государственного и муниципального управления, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, г. Гатчина; доктор экономических наук, профессор старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента инфокоммуникаций, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича |
|
Head of the Department of Economics and Management of Infocommunications, M. Bonch-Bruevich St. Petersburg State University of Telecommunications, St. Petersburg, professor, the Department of State and Municipal Administration, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Gatchina, Doctor of Economics, professor senior teacher, the Department of Economics and Management of Infocommunications, M. Bonch-Bruevich St. Petersburg State University of Telecommunications |
|
г. Гатчина г. Санкт-Петербург |
|
Gatchina St. Petersburg |
|
Ключевые слова: |
Keywords: |
В статье раскрыто определение смарт-стандарта и рассмотрены подходы к разработке и применению смарт-стандартов в условиях перехода к цифровой экономике. Определены уровни развития стандартов по степени их машиноориентированности, сформулированы основные этапы перехода предприятий к смарт-стандартам. Рассмотрены составляющие информационных систем, применяющих смарт-стандарты. Представлены возможности для обеспечения интеграции между различными информационными системами, использующими смарт-стандарты. |
|
We specify the smart standard definition and look at the approaches to the development and application of smart standards under the transition to digital economy. The levels of standard development are determined by the degree of their machine orientation; the main stages of the transition to smart standards are given. The components of information systems applying smart standards are considered. We present opportunities to secure the integration between different information systems relying on smart standards. |
|
Обзор статьиВ последнее время экспертами в области цифровой экономики и управления качеством все чаще употребляется термин «Качество 4.0». Понятие «Качества 4.0» подразумевает совершенствование деятельности организации за счет применения больших данных, промышленного интернета вещей, искусственного интеллекта, внедрения в производство киберфизических систем, робототехники. Комбинирование новых технологий с традиционно применяемыми методами менеджмента обеспечивает повышение эффективности предприятия, оптимизацию бизнес-процессов, непрерывное улучшение [6]. Описываемая концепция предполагает переход к так называемым «умным» смарт-стандартам, отвечающим потребностям цифровой экономики. Такие стандарты излагаются в электронном виде на языках, понятных машине и человеку [4]. |
|
Список использованной литературы1. Концепция развития технологий машиночитаемого права: протокол Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 15.09.2021 г. № 31. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 09.04.2023). 2. Блатова Т.А., Макаров В.В. Персонализированная модель образования на базе технологии цифровых двойников // Сб. тезисов докладов Междунар. науч.-практ. конф. под ред. Е.А. Горбашко. Санкт-Петербург, 30 сент. – 1 окт. 2019 г. СПб.: СПбГУТ, 2019. С. 9–13. 3. Блатова Т.А., Макаров В.В., Шувал-Сергеева Н.С. Количественные и качественные аспекты измерения цифровой экономики // Радиопромышленность. 2019. № 4. С. 63–72. 4. Гарина Ю.Е., Злыднев М.И. Смарт-стандарты деловой репутации в едином информационном пространстве // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2020. № 1 (53). С. 86–90. 5. Мальцева У.В., Макаров В.В. Информационные технологии в практике управления качеством // Инновации. 2011. № 12(158). С. 116–119. 6. Методы менеджмента в эпоху качества 4.0 и их влияние на российскую промышленность. URL: http://spravochnick.ru (дата обращения: 09.04.2023). 7. Проект ПНСТ Умные (SMART) стандарты. Общие положения. URL: http://www.docs.cntd.ru (дата обращения: 09.04.2023). 8. Цифровизация и Индустрия 4.0 – Техэксперт. URL: http://www.cntd.ru (дата обращения: 02.04.2023). 9. Четыркина Н.Ю., Стародубцева Е.Д. Перспективы применения смарт-стандартов на промышленном предприятии // Общество: политика, экономика, право. 2022. № 5. С. 60–65. |