ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Коопетиция в области маркетинга дестинации в туризме

Coopetition in Destination Marketing in Tourism



С.Д. Волков
В.С. Чекалин
А.В. Кучумов
S.D. Volkov
V.S. Chekalin
A.V. Kuchumov
sdvspb@mail.ru
vchekalin10@list.ru
arturspb1@yandex.ru
проректор по научной работе, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления и менеджмента, АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт бизнеса и инноваций», доктор экономических наук, профессор, академик Петровской Академии Наук и Искусств
профессор кафедры государственного и территориального управления, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ
доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент
vice-rector for scientific research, Head of the Department of State and Municipal Administration and Management, St. Petersburg University of Business and Innovations, Doctor of Economics, professor, member of Petrovskaya Academy of Sciences and Arts
professor, the Department of State and Territorial Management, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor, Honoured Science Worker of the Russian Federation
senior lecturer, the Department of Economics and Management in Service Sphere, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics, associate professor
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • коопетиция
  • маркетинг
  • совместное размещение
  • сезонность
  • туристский продукт
  • Keywords:

  • coopetition
  • marketing
  • management
  • colocation
  • seasonality
  • tourist product
  • В статье основное внимание уделяется характеристикам коопетиции в туризме и, в частности, в туристских дестинациях. Совместное размещение в туристских дестинациях вызывает различные формы ситуаций коопетиции, которые не очень распространены в географически разбросанных отраслях. Рассматривается идея совместного туристического продукта, такого как опыт туриста в дестинации, которая стимулирует конкурирующих поставщиков услуг сотрудничать, а единое географическое размещение создает ситуацию, в которой конкурирующие фирмы в дестинации ведут совместную деятельность по брендингу и маркетингу.

    We focuson the characteristics of coopetition in tourism and, in particular, in tourist destinations. Colocation in tourist destinations results in various forms of coopetition that are not common in geographically dispersed industries. We consider the idea of a collaborative tourist product, such as a tourist experience in a destination, which encourages competing service providers to cooperate. The geographic colocation contributes to joint branding and marketing activities carried out by competing firms.

    Обзор статьи

    Коопетиция является актуальной перспективой в туристическом бизнесе, но существует недостаток исследований, посвященных возможным особенностям данного явления в туризме и туристских дестинациях. В статье основная цель состоит в том, чтобы отобразить особенности сотрудничества туризма и туристских дестинаций. Как правило, несколько видов туристической деятельности сосредоточены на одних и тех же (небольших) географических территориях, туристических курортах или направлениях.
    Три точки зрения, а именно конкуренция, коопетиция и сотрудничество – неоднократно подчеркивались в современных исследованиях в области менеджмента и маркетинга. В то время как конкуренция и сотрудничество считаются основными парадигмами, статус кооперации не так высок, и обычно она не считается типичной парадигмой. Однако возникла парадигма кооперации, при которой фирмы не только сотрудничают или конкурируют с определенными заинтересованными сторонами, но и участвуют в этих действиях одновременно. Кроме того, сотрудничество называют мультипарадигмальным подходом, который позволяет сочетать достоинства как конкуренции, так и сотрудничества, что, по сути, создает постоянный парадокс между конкурентной и сотруднической напряженностью [7].
    Соображения конкуренции или сотрудничества являются лишь полуправдой в деловой практике. В конце девятнадцатого века картели и сговоры уже рассматривались в учебниках по экономике бизнеса. Они основаны на сотрудничестве между конкурирующими фирмами, их основной целью является достижение монопольного положения на рынке. В этом смысле они увеличивают излишек производителя почти до уровня монополии и в то же время уменьшают излишек потребителя. Картели и сговоры являются беспроигрышными ситуациями, поскольку обе (все) фирмы будут создавать большую прибыль, чем без картеля. Но из-за уменьшения потребительского излишка они также являются беспроигрышными ситуациями, которые уменьшают общий излишек рынка. Картели и сговоры имеют тот же аспект, который характерен для кооперации: одновременное сотрудничество и конкуренция. Однако они не следуют типичным формам кооперации. По сравнению с картелями, в типичной коопетиции фирмы должны создавать стоимость более многогранным образом в виде чистой стоимости. Коопетиция, которая делает упор, в частности, на сотрудничество и создание стоимости между конкурирующими фирмами, также называется диадной коопетицией.

    Список использованной литературы

    1. Camilleri M.A. The tourism industry: An overview. In Travel marketing, tourism economics and the airline product. Cham, Switzerland: Springer Nature, 2018a. Р. 3–27.
    2. Carter J. Virtual tourism. WTM Business. The exclusive magazine for WTM Buyers' Club members. Members Edition 2016. November. Р. 8689.
    3. Chinn-Miki A.F., Batista-Canino R.M. Tourism coopetition: An introduction to the subject and a research agenda // International Business Review. 2017b. № 26(6). Р. 1208–1217.
    4. Chubchuwong M., Beise-Zee R., Speece M.W. The effect of nature-based tourism, destination attachment and property ownership on environmental-friendliness of visitors: A study in Thailand // Asia Pacific Journal of Tourism Research.2015. № 20(6). Р. 656–679. URL: https://dоi.org/10.1080/ 10941665.2014.925482.
    5. Cruz-Milan O. Plog's model of typologies of tourists // In L.L. Lowry (Ed.). The SAGE International Encyclopedia of Travel & Tourism. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications, Inc., 2017. Р. 954–956.
    6. Dolnicar S., Ring A. Tourism marketing research: Past, present and future // Annals of Tourism Research. 2014. № 47. Р. 31–47. URL: https://doi.org/10.1016/ j.anna1s.2014.03.008.
    7. Font X., McCabe S. Sustainability and marketing in tourism: Its contexts, paradoxes, approaches, challenges and potential // Journal of Sustainable Tourism. 2017. № 0(0). Р. 1–15. URL: https://dоi.org/10.1080/ 09669582.2017.1301721.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2