ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Потребительская активность населения как индикатор состояния экономики

Consumer Activity of Population as Indicator of State of Economy



Е.С. Пыженкова
E.S. Pyzhenkova
ele100778@yandex.ru
старший преподаватель кафедры национальной экономики и организации производства, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
senior teacher, the Department of National Economy and Organization of Production, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • потребительская активность
  • потребительские расходы
  • экономический рост
  • индекс потребительской уверенности
  • Keywords:

  • consumer activity
  • consumer spending
  • economic growth
  • consumer confidence index
  • В статье анализируются потребительская активность населения России и факторы, влияющие на нее. Оценивается влияние расходов домашних хозяйств на конечное потребление и темпы экономического роста. Анализируется динамика индекса потребительской уверенности и его составляющих.

    We analyze the consumer activity of Russian population and factors affecting it. We assess the impact of household spending on final consumption and economic growth rate. The dynamics of consumer confidence index and its components is analyzed.

    Обзор статьи

    Потребительскую активность населения, выражающуюся в объеме расходов домашних хозяйств на конечное потребление товаров и услуг, без сомнения можно считать основным драйвером экономического роста и в то же время одним из индикаторов состояния экономики страны. Причиной значительного влияния потребительских расходов на динамику ВВП является их доминирование в структуре данного показателя.
    От потребительской активности зависят деловая активность и развитие экономики в целом. Дж.М. Кейнс в своем труде «Общая теория процента, занятости и денег» (1936 г.) писал о том, что «потребление <...> является единственной целью и объектом всей экономической деятельности» [2, с. 95]. С одной стороны, расходы на покупку благ и услуг выступают материальной основой жизнедеятельности населения, а с другой стороны, дают возможность производителям создавать фонды возмещения и накопления, обеспечивая тем самым процесс расширенного воспроизводства. Потребительские расходы являются наиболее стабильным компонентом совокупного спроса: согласно «основному психологическому закону», сформулированному Дж.М. Кейнсом, при росте располагаемого дохода они увеличиваются, но в меньшей степени, чем доход (таким образом, показатель «предельная склонность к потреблению» является положительной величиной, не превышающей единицы). Предельная склонность к потреблению напрямую влияет на значение мультипликатора инвестиций и, как следствие, на рост ВВП (чем она выше, тем сильнее мультипликативный эффект, проявляющийся в объеме прироста реального ВВП, превышающем первоначальный прирост инвестиций). Напротив, замедление темпов роста потребления вызывает снижение инвестиционной активности и сокращение темпов роста ВВП.
    Если темпы роста расходов на конечное потребление опережают темпы роста ВВП, то в этом случае справедливым будет утверждение о потребительской модели экономического роста. В табл. 1 представ-лены данные о темпах прироста ВВП и расходов на конечное потребление с 2011 по 2022 гг.
    По данным табл. 1 можно сделать вывод, что в анализируемый период прирост или падение расходов домохозяйств на потребление опережали прирост или падение ВВП (за исключением 2016 и 2022 гг.). Среднегодовой темп прироста ВВП (без кризисных 2015, 2020 и 2022 гг.) составил 2,6%, а аналогичный показатель расходов домашних хозяйств на потребление за эти же годы составил 4,4%.
    По мнению Л.В. Кусургашевой и С.Н. Черновол, возможности и пределы модели роста, основанной на потреблении, определяются системой распределения доходов населения [3].

    Список использованной литературы

    1. Доклад Банка России: Региональная экономика: комментарии ГУ, 19 апреля 2023 г. URL: https://cbr.ru/Collection/ Collection/File/43906/report_01042023.pdf (дата обращения: 29.05.2023).
    2. Кейнс Д.М. The General Theory of Employment, Interest & Money. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Юрайт, 2023. 342 с. (Читаем в оригинале). ISBN 978-5-534-06072-0. URL: https://urait.ru/bcode/515944 (дата обращения: 27.05.2023).
    3. Кусургашева Л.В., Черновол С.Н. Потребление и рост в современной российской экономике: теория и практика // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 12 (ч. 3). С. 481–487. URL: https://vaael.ru/article/view?id=2025 (дата обращения: 31.05.2023).
    4. Потребительские настроения населения в I квартале 2023 года. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 9 с. URL: https://www.hse.ru/ data/2023/04/04/2024155361/Consumer_sentiment_ 1Q2023.pdf (дата обращения: 27.05.2023).
    5. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 31.05.2023).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2