ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Правовая природа отношений, возникающих из договоров купли-продажи, заключенных дистанционно

On Legal Nature of Relations Arising from Purchase and Sale Agree-ments Concluded Remotely



С.М. Оганесян
А.С. Воробьев
S.M. Oganesyan
A.S. Vorobyev
stepan-62.11.11@mail.ru
alekseyvorobbyev@gmail.com
профессор кафедры государственно-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доктор юридических наук, доцент
старший юрисконсульт, ООО «Константа»
Professor, the Department of State Law Disciplines, State Institute of Economics, Finance, Law nd Technology, Doctor of Law, Associate Professor
Senior Legal Adviser, OOO Konstanta
г. Гатчина
г. Иваново
Gatchina
Ivanovo

Ключевые слова:

  • договор
  • продавец
  • акцепт
  • публичная оферта
  • купля-продажа
  • маркетплейс
  • агрегатор
  • дистанционные продажи
  • Keywords:

  • contract
  • seller
  • acceptance
  • public offer
  • purchase and sale
  • marketplace
  • aggregator
  • remote sales
  • В условиях распространения цифровых технологий проблематика дистанционного заключения договоров купли-продажи выходит на новый уровень. В статье проанализирована правовая сущность отношений, вытекающих из договоров купли-продажи, заключенных дистанционно. Раскрыты проблемы правоотношений, связанных с заключением и исполнением дистанционного договора купли-продажи.

    In the context of the spread of digital technologies, the issue of remote conclusion of purchase and sale agreements is reaching a new level. The article analyzes the legal essence of the relations arising from the purchase and sale agreements concluded remotely. The problems of legal relations related to the conclusion and execution of a remote purchase and sale agreement are analyzed.

    Обзор статьи

    В современном мире расширение географии товарного предложения играет важную роль в развитии коммерческих отношений. Интернет-торговля позволяет преодолевать географические и территориальные ограничения, делая процесс покупки быстрым и удобным для потенциальных клиентов. Глобальная сеть Интернет предоставляет возможности поиска товаров не только для удовлетворения личных потребностей, но и для использования в коммерческих целях, значительно расширяет выбор и диапазон доступных товаров, что может привести к повышению конкурентоспособности бизнеса и росту прибыли. Более того, интернет-технологии позволяют предпринимателям быстро, легко найти товары в мире и связаться с поставщиками для заключения выгодных сделок.
    В 2021 г. интернет-торговля продолжила свой рост, обусловленный изменением поведения потребителей в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19. По данным статистических исследований, объем мировой интернет-торговли в 2021 г. достиг $4,9 трлн, что на 27,6% больше, чем в предыдущем году. Особенно быстрый рост зарегистрирован в секторах электроники, мебели, продуктов питания, здоровья и красоты. Наблюдается увеличение доли мобильной коммерции, которая в 2021 г. составила около 73% от общего объема интернет-торговли. Спрос на онлайн-шопинг продолжает расти в мире, и в ближайшие годы интернет-торговля, вероятно, расширит границы, станет еще более значимым сектором в экономике.
    Примером трансграничной дистанционной торговли товарами служит деятельность компании Amazon, которая не уделяла внимания вопросам организации физического пространства магазинов, делая ставку на технологии коммуникаций, автоматизации продаж и координации логистики между производителем и целевой аудиторией. Такой подход в значительной степени способствует снижению стоимости товара. В России онлайн-продажи через маркетплейсы растут быстрыми темпами. Философия маркетплейсов основана на идее создания ценности через эффект сети. Чем больше покупателей и продавцов присоединяются к маркетплейсу, тем больше ценность платформы для всех участников. Это связано с тем, что, чем больше маркетплейс, тем более широкий выбор доступных товаров и услуг. Это привлекает еще больше покупателей и продавцов. Маркетплейс получает выгоду от этого, благодаря возрастающему объему транзакций и комиссии на каждую сделку.
    Прослеживающиеся тенденции в цифровизации экономики обусловливают стремительное развитие и последующее внедрение дистанционных форм продаж товаров и услуг. Внедрение нового способа заключения договора потребовало выработки новых форм и способов правового регулирования. На современном этапе выработан правовой механизм регулирования отношений, возникающих между продавцом и покупателем при дистанционном заключении договоров подобного типа. Анализ судебной практики показывает, что заключение такого рода сделок не лишено проблем, решение которых связано с дальнейшим развитием российского законодательства [1].

    Список использованной литературы

    1. Белов В.А. Дистанционная торговля: обзор судебной практики за 2020 год // Юрист компании. 2020. 8 августа. URL: https://www.law.ru/article/26846-distantsionnaya-torgovlya-obzor-sudebnoy-praktiki-za-2020-god (дата обращения: 04.03.2023).
    2. Киселева Л.Ю. Интернет-торговля и особенности ее правового регулирования // Научные записки молодых исследователей. 2021. № 3. С. 22–32.
    3. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2011 г. по делу № А43-505/2011 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=RAPS001&n=13236#K0JMdXTgtYz6hCo01 (дата обращения: 04.04.2023).
    4. Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2463 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373622/ (дата обращения: 04.04.2023).
    5. Шалайкин Р.Н., Бородаенко Н.В. К вопросу о правовой природе договора дистанционной купли-продажи товаров // StudNet. 2021. Т. 4. № 7. С. 1093–1099.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2