ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Экономическая природа услуги в системе экономических отношений

Economic Natures of Service in Economic Relationship System



В.А. Черненко
М.В. Денисов
V.A. Tchernenko
M.V. Denisov
chernenko1003@yandex.ru
911962@gmail.com
профессор кафедры мировой экономики, международных отношений и туризма ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики», доктор экономических наук, профессор
доцент кафедры мировой экономики, международных отношений и туризма ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики», кандидат экономических наук
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
Проанализировано содержание экономической категории «услуга», рассмотрены ее специфические особенности и подходы экономистов к определению природы услуги.
We analyze the economic category of “service”, its specific features and approaches of economists to defining its nature.

Ключевые слова:

  • услуга
  • товар
  • экономические субъекты
  • сервис
  • Keywords:

  • service
  • product
  • economic subjects
  • Обзор статьи

    Сущность любого рынка заключается в том, что он постоянно обеспечивает сопоставление спроса и предложения, то есть сводит продавцов (производителей) и покупателей (потребителей). На рынке услуг участников объединяют интересы, связанные с обменом благ с целью получения дохода одними и удовлетворения потребностей другими участниками рынка. В этом смысле рынок услуг весьма специфичен и требует отдельного рассмотрения.
    Рынок услуг объединяет спрос и предложение, возникшие в связи с обменом благ особого свойства, создание и распределение которых отражает динамику сферы услуг.
    Рассмотрение рынка услуг в качестве специфической рыночной структуры обусловлено, во-первых, тем многообразием, которое содержит в себе рынок как экономический феномен, и, во-вторых, той функциональной ролью, которую выполняет рынок услуг в системе экономических отношений.
    Теоретическое исследование рынка услуг в системе хозяйственных отношений остается пока недостаточно разработанной проблемой, несмотря на то, что многие прикладные вопросы функционирования сферы услуг, социальной инфраструктуры, социального воспроизводства имели широкий диапазон обсуждений в 60-е–80-е годы прошлого столетия и продолжают оставаться серьезным предметом исследования в таких научных центрах, как Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Московский государственный университет сервиса, Санкт-Петер-бургский государственный университет сервиса и экономики и др.
    Увеличение доли потребностей обслуживающего характера в структуре спроса, как в пределах собственно производства, так и в распределении, обмене, потреблении, предполагает рассмотрение рынка услуг в качестве относительно обособленной структурной части рыночной системы.
    Содержание понятия рынка связано с проявлением отношений производства в сфере обмена. Не будет производства – не последует товарное обращение как результат деятельности людей. На рынке возникают производственные отношения: с одной стороны, здесь реализуются созданные в процессе производства товары и услуги, с другой – возникают новые социально-экономические отношения между хозяйствующими субъектами. Через эти отношения происходит перераспределение доходов различных слоев общества, растет дифференциация в доходах и уровне жизни населения.
    Можно вполне закономерно утверждать, что присущие характеристики и элементы рыночных отношений в сфере услуг имеют реальное содержание в условиях товарного производства.
    Дискуссии о «производительном» и «непроизводительном» труде («производственной» и «непроизводственной» сферах, «материальном» и «нематериальном» производстве) приводили к различному толкованию понятия услуги и ее производных (рынка услуг и сферы услуг). Вторичность, подчиненность сферы услуг, где оказываются различного рода услуги по отношению к сфере производства благ, достаточно прочно утвердилась в теории и практике хозяйствования. Утвердившееся представление об услугах как «о нематериальных благах» продолжает оставаться при теоретическом рассмотрении данной сферы. При этом утверждение о том, что услуга является иррациональным понятием экономики, ограничивает экономический анализ рыночных отношений только сферой материального производства.

    Список использованной литературы

    1. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. 4-е изд. доп., и перераб. М.: Изд-во Института новой экономики, 1999.
    2. Котлер Ф. Основы маркетинга / пер. с англ. М.: Прогресс, 1992.
    3. Кулебанова В.В. Маркетинг: сервисная деятельность. СПб.: Питер, 2000.
    4. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения / THESIS: теория и история общественных институтов и систем. 1993. Т. 1. Вып. 2.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2