ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Методика оценки вторичного эффекта коррупции в регионе

Methodology for Assessing Secondary Effects of Corruption in the Region



В.Н. Быков
V.N. Bykov
vnbykov1958@gmail.com
советник председателя правления межрегиональной общественной организации «Общество «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской области», кандидат экономических наук
Advisor to the Chairman of the Board, Interregional Public Organization Russian Znanie Society of Saint-Petersburg and Leningrad Region, Ph.D. in Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • коррупция
  • методика оценки
  • вторичный эффект
  • экономический ущерб
  • региональный эффект
  • экономическая безопасность
  • коррупционные издержки
  • коррупционное воздействие
  • Keywords:

  • corruption
  • methodology for assessing
  • secondary effect
  • economic loss
  • regional effect
  • economic security
  • corruption costs
  • corruption impact
  • В статье рассматриваются различные подходы к исследованию проблемы коррупции в отечественной экономической науке. Предложена концептуальная схема оценки коррупции на основе сравнительной характеристики экономической системы в условиях коррупционного воздействия и в ее отсутствие. Проведен анализ социально-экономических характеристик экономических систем, подверженных трансформации под влиянием коррупции. Рассмотрены основные положения методики оценки экономического ущерба от коррупции.

    The article discusses variety of approaches to the study of corruption related issues being undertaken by national economic sciences. A conceptual scheme is proposed for the assessment of corruption on the basis of comparative characteristic of economic system being under the influence of corruption and in the absence whereof.
    The article provides analysis of social and economic characteristics of economic systems subject to transformation under corruption influence. The study reviews fundamentals of the methodology for assessing economic loss from corruption.

    Обзор статьи

    Состояние коррупции в Российской Федерации, чаще всего, оценивают на основе данных международных рейтинговых агентств. Эти оценки обычно свидетельствуют о крайне высоком уровне ее восприятия в обществе. В то же время методики, используемые международными агентствами, не раскрывают конкретных количественных показателей, отражающих ее сущность, и негативного влияния на экономические процессы, что снижает объективность и достоверность публикуемой информации. Поэтому возникает необходимость перехода к системе показателей, отражающих реальное положение дел в части выявления и противодействия коррупции в разрезе ее ключевых показателей как на текущий момент, так и в динамике.
    Очевидно, что коррупция отличается от других экономических преступлений ввиду повышенной латентности, неоднозначности ее трактовки, многоуровневого характера и наличия большого числа связанных с ней действий и других составов преступлений среди многочисленных теневых экономических явлений.
    Традиционно весь спектр коррупционных деяний подразделяют на бытовую, деловую и коррупцию верховной власти. Очевидно, что ущерб для общества от единичного коррупционного деяния каждого уровня существенно отличается. Максимальный ущерб от коррупции идет от коррупции верховной власти, значительный – от деловой, незначительный в общей структуре – от бытовой [1]. Также с учетом объемов финансирования можно предположить, что аналогично будет распределяться ущерб от коррупции по уровням власти и отношений между хозяйствующими субъектами: максимальный ущерб – на федеральном уровне, значительный – на региональном, незначительный в общей структуре – на муниципальном уровне.
    По нашему мнению, кроме прямого эффекта от коррупции в виде определенного финансового ущерба, потери в ВВП, существует также косвенный эффект коррупции, который негативно качественно влияет на различные сферы жизнедеятельности. Кроме того, в структуре взаимоотношений внутри Российской Федерации будет возникать и вторичный экономический эффект на региональном уровне в результате трансформации экономических отношений на федеральном уровне под воздействием коррупции, что требует соответствующего исследования и оценки. Вероятно, суммарное распределение ущерба от коррупции в результате трех выделяемых нами эффектов будет происходить в аналогичном соотношении: максимальный прямой эффект – значительный, косвенный – менее значительный, вторичный, региональный.
    Под вторичным экономическим эффектом от коррупции в регионах будем понимать трансформацию социально-экономических отношений в регионе в результате неустранения данного фактора на федеральном уровне.

    Список использованной литературы

    1. Голубых Н.В. Современное состояние коррупционной преступности // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2022. № 2. С. 112–115.
    2. Миграция в Российской Федерации // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/BulMigr-2021.xlsx (дата обращения: 11.12.2022).
    3. Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации. URL: https://minjust.gov.ru/ru/pages/opendata (дата обращения: 11.12.2022).
    4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 11.12.2022).
    5. Состояние преступности за 2021 год // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https://мвд. рф/reports (дата обращения: 11.12.2022).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2